Система работы по формированию правильного темпа речи

Структура образования » Изучение темпа речи неслышащих учащихся » Система работы по формированию правильного темпа речи

Страница 4

Такое положение темпа речи учителя в педагогическом процессе нельзя признать нормальным. Хотя темп речи учителя должен быть образцом для подражания, при существующем положении вещей (т.е. при существенном разрыве между темпом речи учителя и учащегося), он не может быть образцом, в силу того, что нельзя только на основе подражания правильному темпу речи учителя сформировать правильный темп речи у глухого учащегося.

Необходима научно обоснованная система работы по обучению глухих правильному темпу речи, в которой будет определена последовательность этой работы, её методы и приёмы, выделен конкретный речевой материал, который на данном этапе обучения учащиеся должны произносить в быстром темпе и др.

При наличии такой системы появится возможность предъявлять конкретные требования к темпу речи учителя на определённых этапах обучения. Тогда темп речи учителя сможет стать для учащегося подлинным образцом. Кроме того, несоответствие темпа речи говорящего (глухого) и темпа речи собственной внутренней речи собеседника (слышащего) создает дополнительный барьер, затрудняющий слушание и осмысление говоримого (Г.Б. Архипов,1968). Медленный темп речи глухих оказывает отрицательно влияние на навык чтения с губ, на развитие словесно-логического мышления, на формирование различных умений и навыков, на усвоение учебного материала, сказывается на общем и речевом развитии ребёнка. Поэтому формирование у глухих детей неправильного темпа речи, приближающегося к темпу речи слышащих (при сохранении достаточной внятности), является важным компонентом работы над устной речью глухих.

На формирование устной речи глухого ребенка и, в частности, её темпа может и должна оказывать большое влияние окружающая среда слышащих людей, важной составной частью которой является образцовая речь учителя. Постоянное речевое общение, подражание живой и естественной речи учителя т окружающих создает благоприятные условия для формирования и закрепления правильных речевых стереотипов, в том числе и темпового стереотипа речи. Большое значение придавал Л.С.Выготский (1924) включению глухого ребёнка в речевую среду слышащих.

Учитывая, что темп дактильной речи даже у хорошо владеющих ею слышащих, в 2,5 раза медленнее темпа устной речи, а также, что главной целью обучения является приближение темпа речи глухого к темпу речи слышащего, можно утверждать, что на поздних этапах обучения сопровождение устной речи глухих дактилированием отрицательно сказывается на темп устной речи.

Соблюдение норм орфоэпии оказывает определенное влияние на ускорение темпа речи, поскольку «орфоэпическое произношение является одновременно и более экономным, т.к. во многих правилах орфоэпии проявляются физиологические законы речи, благодаря которым словопроизношение осуществляется с минимальной затратой нервно-мышечной энергии».

Важное значение для скорости произношения имеет содержание и осмысленность речевого материала. Исследованиями Л.Г. Шустровой (1972) установлено, что осмысленный речевой материал (фразы) читается быстрее, чем одинаковый с ним по количеству набор слов; разный по звуковому составу речевой материал читается в разном темпе; на скорость произношения оказывает влияние количества слогов во фразе – чем больше слов, а значит больше и пауз между словами, тем медленнее темп произнесения фразы (общий темп речи). Темп произнесения слов зависит от места ударения в слове: слова с ударениями на первом слоге произносятся медленнее.

На скорость ускорения учащегося оказывает влияние характер речевой деятельности: чтение, рассказывание наизусть, ведение диалога, самостоятельные высказывания и др.

Интересным представляется вопрос о влиянии дактильной речи на скорость произнесения глухих учащихся. Исследованиями Е.Н. Марциновской (1960) установлено, что у нормально слышащих людей, обладающих довольно высокой техникой дактилирования, темп устной речи примерно в 2,5 раза быстрее темпа дактилирования. В результате сопровождения устной речи дактилированием темп устной речи у них значительно замедляется. Е.Н. Марциновская указывает, что у глухих детей, обучающихся с широким применением дактильной формы речи, вырабатывается единая функциональная система, которая объединяет деятельность артикуляционных и пальцевых кинестезий. На основе этой системы темпы устной и дактильной речи близки друг другу, причем использование дактилологии на ранних этапах обучения благоприятно влияет на темп речи, ускоряя устную речь. Первоначально, в младших классах, дактилология является составной частью системы внешнего контроля над речью. На более поздних этапах обучения, в старших классах, когда складывается чёткая система речевых кинестетических образов и внешний контроль, основанный на зрительных, слуховых, тактильно-вибрационных ощущениях и пальцевых мышечных кинестезиях, заменяется постепенно внутренним контролем, основанным на единой системе речевых кинестетических образов, роль дактильной формы речи как средства контроля понижается (Ф.Ф.Рау, 1978).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие факторы обучения человека
Принципы, описание которых приводится ниже, представляют собой обобщения и тенденции, но никак не научные закономерности, их истинность варьируется в зависимости от способностей и умений обучающегося, а также от природы изучаемого предмета. (а) Изучение в целом или изучение по частям — общая задача, подлежащая изучению, часто преподается ...

Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков
Нравственные качества как совокупность психических состояний, процессов и свойств представляют собой сложные личностные образования, в структуре которых выделяют потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой компоненты. Их формирование носит интегративный характер и представляет собой процесс сочетания, о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru