Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. Особенно широко эта проблема встала в нашей стране в связи с переходом к обучению в школе с 6 лет. Ей посвящено множество исследований и монографий В. С. Мухина, Е. Е. Кравцова, Г. М. Иванова, Н. И. Гуткина, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова и др.
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе — важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению. Понятие психологической готовности суммирует важнейшие с позиции успешного школьного обучения качественные показатели психического развития ребенка, поступающего в I класс.
Переход к школьному обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни ребенка, в системе его отношений с окружающими людьми. Впервые центральное место в жизни ребенка занимает общественно значимая учебная деятельность. В отличие от привычной для ребенка свободной игровой деятельности учение носит обязательный характер и потребует от первоклассника самого серьезного и ответственного отношения. Как ведущий вид деятельности, учение перестраивает весь ход повседневной жизни ребенка. Значительно повышаются требования к самостоятельности и организованности ребенка, его исполнительности и дисциплинированности. По сравнению с дошкольным детством мера личной ответственности школьника за свои поступки, за выполнение обязанностей становится намного выше. Качество учебной работы школьника постоянно оценивается учителем, и эта оценка во многом обуславливает отношение к нему окружающих: родителей, сверстников.
Новое положение школьника создает особую моральную направленность его личности. Учение начинает осознаваться ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в трудовой жизни людей, за которое он несет ответственность перед всей страной.
Объект исследования: Психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной педагогике и психологии.
Предмет исследования: Основные компоненты психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Цель исследования: Обосновать основные компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
2. описать основные компоненты психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
3. выявить проблемы психодиагностики готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: решение проблемы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе возможно при формировании взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированность механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Наибольшее распространение при диагностике психологической готовности дошкольника приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта.
Использование заданий исследовательского характера как
средства развития исследовательской деятельности
Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Среди них выделяются поисковые задачи, результатом решения которых, как правило, является догадка, т.е. нахождение пути (способа) решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей ...
Эффективность использования иллюстраций Ю.А.Васнецова, как средство
развития сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста
После завершения намеченного плана работы по развитию сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, был проведен контрольный этап эксперимента. На данном этапе исследовалась эффективность использованных занятий формирующего эксперимента в экспериментальной группе ...