Предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвитии ребенка является диагностика. Начальным этапом в системе работы учителя по профилактике неуспеваемости является работа с диагностическими таблицами (см. приложение 1). Цель этого этапа – выявить основные трудности в обучении школьников. Реализация этой цели может быть эффективно осуществлена с помощью различных методов: рисуночные тесты, комплексное тестирование, психодиагностика, анкетирование учеников и их родителей. Наиболее эффективными методами педагогической диагностики неуспеваемости методом диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае учитель будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми. Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению неуспеваемости в домашних условиях. Для этого учитель совместно со школьным психологом разрабатывает программу и методику по оказанию помощи неуспевающим детям для их родителей, проводит общие собрания и индивидуальные беседы с ними. Дома по указанию учителя родители помогают выполнять индивидуальные задания, используя игровые моменты и наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления неуспеваемости
и устранения ее.
Из вышесказанного можно сделать вывод: диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии неуспеваемости в доступных для детей формах, а также заинтересовывать и включать в работу родителей неуспевающих школьников.
В процессе нашей работы были использованы следующие методы диагностики неуспеваемости: наблюдение в форме анкетированного опроса, педагогического консилиума, анализ документации класса.
Анкета с целью выявления и ранней диагностики школьной неуспеваемости и мотивационной сферы была проведена в средней общеобразовательной школе N 403 в 5 классе во время государственной практики. В эксперименте приняли участие 2 учителя средней школы и 20
учащихся пятого класса. Анкета была проведена в ходе конкурса “ Вы и школа “, состоит из двух частей – анкета-опросник и сочинение-миниатюра
“ Школа моей мечты ”.
Целью анкетирования было выявление мотивационной сферы учащихся и отношения их к школьным предметам и педагогам, а также выявление неуспевающих учащихся. Вопросы анкеты даны в приложении. Наиболее информативными для нас были ответы на вопросы N5, 7,10, 14, 16, 17, 18.
По результатам анкетирования был дан количественный анализ:
меняли школу - 1 раз-5 человек, 2 раза – 1 человек, не меняли школы – 14 человек; 11 классов хотят закончить 19 человек; любимыми предметами у детей являются математика, литература, физкультура, ИЗО, музыка; на домашнюю работу 10-20 минут тратит 1 человек,30 минут – 3 человека, 40-50 минут – 2 человека, 1 час – 4 человека, от 1ч. До 2х – 3 человека, свыше 3х часов – 6 человек, не выполняет домашнее задание 1 человек. Два ученика считают, что учителя их не любят, 18 человек говорят о хорошем отношении к ним. Количество друзей в классе в среднем от 1 до 7, максимальное число – 19. В свободное от учебы время 8 человек читают книги и журналы, 3 человека занимаются рукоделием, 5 человек смотрят телевизор и гуляют, спортом и рисованием увлекаются 2 человека. После уроков не чувствуют усталости 4 человека, немного устают 11 человек, очень устают 5 человек ( в основном неуспевающие ученики ). Трудности при пересказе текста испытывают 8 человек, с первого раза новый материал понимают 12 человек, часто не понимают – 8 человек. Плохо справляются с самостоятельными работами 2 человека. Изучать углубленно 15 человек хотят математику, 4 человека – русский язык, литературу и иностранный язык – по 3 человека.
Исследование понимания и употребления возвратных
глаголов
Цель: Выявить возможность понимания и употребления возвратных глаголов в импрессивной и экспрессивной речи. Материалом исследования являются картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается ...
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Уровень развит ...