Методика работы с текстовыми логическими заданиями

Страница 1

Учебник математики для I класса авторов М.И. Моро[39] и других содержит текстовые задания для развития логического мышления младших школьников. Хотя задания подаются в учебнике как дополнительные (они напечатаны в нижней части страницы под синей чертой курсивным шрифтом), учителя часто обращаются к ним, но при этом испытывают трудности методического характера, поскольку работа с ними имеет свои особенности. Ее специфика обусловлена тем, что задания имеют текстовую структуру (даже при наличии рисунков способ подачи остается в основном текстовым), а значительная часть детей в первом полугодии I класса еще самостоятельно не читает. Но даже если ребенок сможет прочитать такой текст (который труден для него также тем, что набран курсивом), его логическая структура, содержащая несколько соподчинений, которые обозначены связками не, и, если, является слишком сложной для восприятия ребенком.

Чтобы сделать текст такого задания более понятным детям, следует использовать визуально воспринимаемые модели, отражающие его структуру. Поскольку ведущий тип мышления первоклассников наглядно-образный, такая модель поможет ребенку сориентироваться в трудном для него тексте и ответить на вопрос с большой долей самостоятельности. Покажем, как можно организовать работу с такими заданиями на уроке.

Первое такое задание встречается уже на с. 10 части 1 учебника. Тема урока «Последовательность событий во времени».

Дети впервые обращаются к таким характеристикам порядка следования событий, как раньше и позже. Практика показывает, что многие первоклассники с трудом осваивают эти характеристики и долго путаются в употреблении слов раньше и позже, поскольку в дошкольной подготовке используются другие слова: сначала и потом. Поэтому работу над логическим заданием со с. 10 мы покажем в связи с предыдущим заданием и с учетом запаса представлений (слов) ребенка, только что пришедшего из детского сада.

— Вы уже хорошо умеете рассказывать о расположении предметов, используя слова за, между, перед. Можно ли использовать эти слова, когда мы рассказываем о событиях, которые происходят в разное время? Откройте учебник на с. 10. Рассмотрите рисунок и расскажите, что делает зайчик сначала, что потом.

Дети описывают события по рисунку.

— Теперь я расскажу вам историю. Под рисунками с зайцем найдите рисунок колобка. Я буду говорить, а вы показывайте, о ком я говорю. Колобок встретил волка позже, чем зайца. Кого он встретил сначала, а кого — потом? Колобок встретил волка раньше, чем медведя. Кого он встретил сначала, кого — потом? Кого он встретил первым? Кого — вторым?

Аналогично рассматривается такое же задание на с. 14 (часть 1).

Рассмотрим задание «Чей шарик?» на с. 21 (часть 1).

Поскольку не все дети могут читать текст, а удерживать в памяти все описываемые отношения сложно, то учитель может использовать прием конструирования ситуации на фланелеграфе с использованием моделей шариков и рисунков героев.

Учитель читает первую часть текста (у Кролика и Пятачка шарики одинаковые по цвету), дети прикрепляют изображения героев рядом с соответствующими шариками. Затем учитель читает вторую часть текста (а у Винни-Пуха и Кролика шарики одинаковой формы) и прикрепляет соответствующих героев рядом с шариками. Анализ зримо воспринимаемой модели позволяет каждому ребенку правильно понять смысл распределения, в основе которого — пересечение множеств по разным признакам (цвет и форма).

Страницы: 1 2 3 4


Результаты опытно-экспериментального исследования
С целью проверки эффективности предложенных и реализованных нами занятий формирующего эксперимента мы провели повторную диагностику уровня развития навыков диалогического общения. При повторной диагностике на выявление способности к диалогическому общению при проведении беседы нами выявлены следующие результаты в контрольной и эксперимен ...

Учет гендерных особенностей в воспитательной работе
Воспитание и развитие мальчиков настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтом мы нам иногда кажется, что второг ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru