Использование самостоятельной математической деятельности для формирования пространственно-временных представлений

Структура образования » Самостоятельная математическая деятельность у детей старшего дошкольного возраста и формирование пространственно-временных представлений » Использование самостоятельной математической деятельности для формирования пространственно-временных представлений

Страница 3

Составляется план города: здания, парки, сады, зоны отдыха, пляжи, игровые площадки, дорожные развязки и др. Реализовать замысел позволит конструктор. Детям предлагается самостоятельно построить указанное на придуманном плане и рассказать, как в городе живет выбранная ими кукла или сказочный герой. (14, 27).

Задачи обучения пространственному моделированию можно реализовать с помощью следующих заданий. Опять же здесь предполагается только косвенное руководство со стороны воспитателя.

• Конструирование по образцу, разработанному воспитателем заранее и вынесенному в развивающую среду. Ребенку предлагается построить дом по образцу. Для этого дети берут четыре-шесть элементов строительного набора и выполняет произвольную конструкцию. Для этого в предварительной работе образец рассматривается в целом, определяется его назначение, дается общая характеристика; выделяются основные части (их количество, название, форма, материалы); устанавливается пространственное расположение частей; выделяются основные детали в частях (если они есть).

Конструирование по модели. На специально организованных занятиях дети обучаются конструированию по модели. В самостоятельную деятельность выносятся модели. Воспитатель может дать мотивировку для возникновения самостоятельной математической деятельности. Например, для кукол из игры «Одень Машеньку» нужно сконструировать мебель.

Ребенок должен воссоздать конструкцию по рисунку.

Выполняются задания на поиск закономерности, использованной при разработке конструкций. Например, требуется построить из брусьев забор, расположив их по цвету в определенной последовательности, указанной в виде схемы-палитры.

Конструирование по заданным условиям. Воспитатель дает речевую инструкцию, точное ее выполнение поможет самостоятельно построить дом.

Например, предлагается построить арку из определенных деталей. Рассказать о том, как проходило строительство. (14, 29).

Формирование временных представлений.

Основная работа по формированию временных представлений в подготовительной группе направлена на закрепление и уточнение уже изученного.

Необходимо каждое утро проговаривать, какое сегодня время года, месяц, день недели, число, какой день был вчера и будет завтра, а также использовать в самостоятельной математической деятельности дидактические средства.

Приведем общие дидактические требования для изучения мер времени, выделенные М. Н. Перовой, которые можно использовать в самостоятельной математической деятельности:

• Формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, событие со временем, в которое оно протекает.

• Закреплять знания детей с помощью дидактических игр с отношениями мер времени: «Сутки больше, чем день или ночь»; «Сутки меньше недели»; «Год больше месяца»; «Час больше минуты» и т. д. (4, 35).

В начале года применяются разнообразные наглядные средства обучения. Например, суточные часы, представляющие собой круг, обозначающий круглые сутки и разделенный на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Около каждого времени суток нужно положить картинки с характерным для этого временного отрезка видом деятельности детей и взрослых. Когда дети освоили принцип работы с суточными часами, они могут самостоятельно закреплять свои знания, проявлять инициативу. Например, один ребёнок ставит стрелку суточных часов на какую-либо часть суток, а другие поднимают соответствующие сюжетные картинки. Можно использовать суточный домик с лентой, на которой последовательно выделена цветом каждая частью суток (утро — розовое, день — желтый, вечер — синий, ночь. Лента вставляется в прорезь («окошко») и постепенно движется. (28, 136).

В самостоятельной математической деятельности педагог для формирования временных представлений может использовать дидактические игры с набором картинок с изображением действий людей в разное время суток. Опять же все игры выносятся в развивающую среду. Дети по образцу выполняют задания: выкладывают картинки, на которых изображено утро (подъем, уборка постели, завтрак), день (прогулка, занятия, дневной сон), вечер (полдник, игры в групповой комнате), (ребенок спит, за окном темное небо, звезды и луна). Можно предложить игру, где детям надо разложить карточки с изображениями времени в неправильной последовательности.

Страницы: 1 2 3 4


Технология проектного обучения
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовател ...

Приемы оценки групповых достижений
Вполне очевидно, что система контроля и оценки групповых достижений должна отличаться от традиционных способов оценок индивидуальных учебных результатов. При кооперативном обучении у учащихся появляется мощный мотивационный фактор – чувство личной ответственности за успех команды. Вместе с тем основная идея групповой оценки заключается н ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru