В старших классах органическая химия изучается в большем объеме и выделена в отдельный курс, где усилена теоретическая сторона предмета. Больше внимания уделяется механизмам реакций, разнообразию изомеров, тонким структурам веществ, чем в 9 классе, где объем содержания значительно меньше, но основные разделы органической химии нашли свое отражение.
Отбор классов органических веществ определяется конечной образовательной целью курса — изучением биологических органических соединений — жиров, углеводов, белков. Весь предшествующий курс подготавливает учащихся к пониманию этих веществ.
В курсе органической химии изучаются три большие группы органических веществ — углеводороды, кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества, которые разделены по темам следующим образом:
Тема «Теория химического строения органических соединений». В ней в основном рассматриваются положения теории А. М. Бутлерова. В дальнейшем освещают стереохимию и электронное строение органических веществ. Таким образом, изучение теоретических основ органической химии не ограничивается теми тремя часами, которые отводятся на эту первую тему курса органической химии. Здесь же начинает формироваться понятие об изомерии.
В отличие от неорганической химии теоретические сведения в органической химии не вводятся едиными крупными блоками, а распределены по всему курсу, постепенно углубляя его. Этого требует логика науки, установление постоянной связи между теорией и фактами. На этой позиции основан, и другой, издавна известный подход — перед изучением теории А. М. Бутлерова для создания некоторой базы фактов по органической химии рассматривают предельные углеводороды, а потом осмысливают их через теорию.
В любом случае раздел «Углеводороды» кладется в основу изучения органической химии как базис, необходимый для понимания и объяснения строения и свойств органических веществ и процессов. Гомологические ряды углеводородов, отобранные для изучения в школьном курсе, многие десятилетия практически не меняются.
В теме «Предельные углеводороды» сосредоточено изучение наиболее простых из органических веществ и на их примере начинают формироваться важнейшие понятия об органических веществах, получающие в дальнейшем свое развитие: «гибридизация», «пространственное и электронное строение», «свободно радикальный механизм реакции замещения», «гомология». Учащиеся знакомятся с систематической номенклатурой, роль которой в органической химии особенно велика. Здесь же рассматриваются и циклопарафины.
В органической химии особенно строго соблюдается движение логики познания от простого к сложному.
Тема «Непредельные углеводороды». Здесь уточняется понятие о ковалентной связи. Изучаются углеводороды этиленового, диенового и ацетиленового рядов.
Тема «Ароматические углеводороды». В школьном курсе химии циклические соединения не выделяются в отдельный раздел, поэтому при характеристике их свойств легче провести аналогию с соединениями алифатического ряда и избежать дублирования.
Тема «Природные источники углеводородов и их переработка». В ней получает развитие система понятий о химическом производстве, основы которой были заложены еще в курсе неорганической химии. Объектами изучения являются природный газ, нефть и каменный уголь и получаемые из них продук ты, использование их в народном хозяйстве. При изучении нефти и способов ее переработки с целью получения важнейших нефтепродуктов главный упор делается на химические способы переработки нефти, а фракционная перегонка рассматривается ознакомительно.
Кислородсодержащие органические вещества представлены четырьмя темами: «Спирты и фенолы», «Альдегиды и карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры», «Углеводы ».
Последний раздел органической химии — «Азотсодержащие органические вещества», куда постоянно включены амины, аминокислоты и белки, но, кроме них, могут рассматриваться азотсодержащие гетероциклы, нуклеиновые кислоты, что зависит от числа часов в учебном плане.
В конце курса органической химии обычно проводится обобщение. Иногда вводится в конце и еще одна обобщающая тема, устанавливающая связи органической и неорганической химии [12].
Социально-педагогические технологии
Понятие "социально-педагогические технологии" связано с такими понятиями, как "педагогические технологии" и "социальные технологии". Термин "педагогические технологии" появился в США первоначально как термин "технологии в образовании", который затем видоизменился в "технологии образо ...
Особенности строения тела и организма
Если рассматривать физиологические различия более детально, то возраст от одного года до семи лет называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. Период второго детства у мальчиков длится с восьми до тринадцати лет, а у девочек с восьми до одиннадцати лет. В ...