Хочется остановиться более подробно на подходах к построению системы содержательно-логических заданий, включающих компьютерные игры, нестандартные задачи, специальные задания, несущие в курсе основную нагрузку по развитию познавательных способностей учащихся и дающих возможность более осознанного овладения математическими знаниями. Построение этого блока заданий подчинено следующим основным принципам:
1. Каждый элемент, введенный в этот блок, имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления;
2. Каждый элемент блока несет в себе определенное математическое содержание и определенную умственную нагрузку для детей, способствует реализации идеи овладения математическими приемами как методами познания, дает возможность увидеть и осознать практическую значимость математического знания;
3. Каждый элемент блока представлен в нестандартной, интересной для детей форме и построен на доступном им материале.
Исходя из задачи целенаправленно вести развитие познавательных процессов младших школьников при обучении математике с использованием ЭВМ, все содержание такого курса классифицируется по 5-и основным, условно выделенным группам, каждая из которых соответствует тому или иному познавательному процессу.
Задания развитие восприятия.
К началу обучения в школе ребенок уже овладевает сенсорным эталоном, принятым в обществе, как системой словесно обозначенных образов, что используется в качестве базы для дальнейшего развития и совершенствования восприятия не только цвета и звука, но и формы, числа, величины, числовых и пространственных отношений.
Развитие восприятия будет более эффективным, если оно будет осуществляться в различных видах содержательно-практической деятельности детей и проводится на материале, несущем определенную умственную нагрузку, хотя в большинстве случаев это может быть скрыто занимательным сюжетом, игровой формой, какими-то другими внешними данными.
Основными видами заданий на развитие и совершенствование восприятия в курсе являются задания на развитие восприятия формы: предлагается наложение на геометрические фигуры разных форм (треугольник, круг, квадрат, овал и т.д.); обвести контуры различных геометрических фигур различными цветами; определить взаимное расположение фигур; зарисовать различные геометрические фигуры (универсальные и сложной конфигурации с использованием точечной основы); увеличить (уменьшить) заданную фигуру (рисунок) в заданном масштабе; задания на развитие глазомера.
Все эти виды работ можно провести, используя такие компьютерные программы (графические редакторы), как “Витраж”, “Сложи узор”, “Паутинка”, “Снежинка”, “Фигурный” и др.
Задания на развитие воображения.
Основная цель – развитие пространственного воображения. Наиболее характерные для этой группы задания: дорисовка заданной геометрической фигуры (треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб и др.). С тем, чтобы сначала получить как можно больше рисунков различных предметов из одной основы, а затем и различных картинок, когда заданная фигура может быть уже отдельной деталью нарисованной картинки; задания на отыскания в абстрактных картинках заданных фигур или образов, на составление линейных элементов простейших плоскостных и пространственных фигур; задания на деление фигуры на заданные фигуры или части, на составление заданной фигуры из других фигур или их частей с постепенным усложнением заданий за счет увеличения числа частей, составляющих фигуру, и числа тех частей, из которых проводится выбор (в 1 классе фигуры составляются из 2-х частей, которые выбираются из 3-4 предложенных, во 2 классе фигуры составляются из 3-х частей, которые выбираются уже из 5-6 предложенных и т.д.); задания на формацию одной фигуры в другую, обладающую заданными свойствами; подбор пар равных фигур или частей; выбор нужной части из нескольких заданных для восстановления целого. Для таких видов работ используются следующие компьютерные программы: “Гараж”, “Водитель”, “Дом”, “Куб-игра”, названные выше графические редакторы и др.
Обучающие игры
Эмоционально-выразительные показы простых и понятных жизненных ситуаций (кормление кукол, мишки, езда на лошадке, машинке и др.) вызывают у детей интерес, желание воспроизвести увиденное. Вместе с тем в инсценировках воспитатель вычленяет самое главное в тех событиях, наблюдателем и участником которых был ребенок, закрепляет полученный в ...
Графика и ее выразительные возможности
Основными изобразительными средствами рисовальной графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия – это след от движения точки на плоскости, одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Она может быть са ...