Речь заикающихся дошкольников, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных детей по-разному: от раздувании крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у детей с заиканием в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притопывание, сжимание пальцев в кулаки, а также – причмокивание языком, закрывание глаз, приоткрывание рта, облизывание губ и т. д. Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер, которые иногда бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем пересту-пает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить [1, 20].
При хронически текущем заикании практически все дети с заиканием используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: «да», «вот», «это самое» и т.п. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными («куцо»). Такие явления в литературе, посвященной проблеме заикания, принято называть эмболофразией, а сами слова – эмболами. Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми «трудными» звуками. Например: «Я хочу . это вот, я хочу . это вот, я хочу . пппосмотреть .». Эмболы могут появляться в конце судороги как «вступление» в плавную речь. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся ребенок затрудняется подобрать адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование эмболов не осознается детьми с заиканием [1, 19, 26].
Нередко в речи заикающихся дошкольников наблюдается подмена слов, которые в момент высказывания им трудно произнести, на слова, которые произнести легче. Часто речевые уловки такого рода меняют смысл высказывания, что не всегда осознается заикающимися.
Заикание у детей дошкольного возраста проявляется значительно сильнее во время разговорной речи, когда требуется самостоятельно выразить свои мысли. Замечено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого они боятся или уважают, например, в детском саду – воспитателей. Заикание также резче проявляется после сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях [27].
У дошкольников с заиканием Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова отметили своеобразие процесса паузирования [1]. Во-первых, как у детей, так и у взрослых отмечено значительно меньшее количество пауз, чем в норме. Во-вторых, большая часть пауз располагается внутри слов. Напротив, между словами и даже на границах законченных в смысловом отношении фраз, паузы часто отсутствуют, т.е. у детей с заиканием отмечается выраженная дефицитарность пауз, необходимых для нормального речевого процесса.
Кроме физических признаков заикания существуют психические, которые превращают его в тяжелое мучительное страдание. Особенно типичным признаком заикания является боязнь речи (логофобия), страх перед определенными звуками или словами. Под влиянием страха ребенок эти звуки произнести не может, запинается на них, и этим вызывается приступ заикания. Некоторое дети предпочитают молчать и не произносить опасное слово. Другие его заменяют синонимом. Страх вынуждает заикающихся все время думать о механизме артикуляционных движений, и от этого они становятся малоразговорчивыми и необщительными. Боязнь речи заставляет заикающегося ребенка плохо владеть собой. Он одержим стремлением выговорить трудное слово, и выходит из этого состояния только тогда, когда ему удается после неимоверных усилий произнести желаемый звук или слово [28, 29].
Особенности
обучения детей раннего дошкольного возраста
Ранний возраст — это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Уже в 5—7 месяцев ребенок может различать основные цвета и музыкальные звуки, ...
Цели обучения чтению на средней ступени
Роль и место чтения на иностранных языках в средней, а в последствии и в высшей школе определяется, прежде всего, задачами, стоящими перед оканчивающими среднюю школу, а именно: a. Система образования строится таким образом, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с жизнью, производительным трудом; b. Средн ...