Особенность мотива как одной из сторон мотивационной сферы состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот.[2, c.231]
Но возникновение мотивов учения недостаточное условие для эффективной учебной деятельности, если у школьника не сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной работе. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать учебный мотив, например, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде: научиться видеть отдельные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т. д. Кроме того надо чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены; учебная цель может оставаться одной и той же (например, овладение приемами самообразования), а смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от ее мотива (стать всесторонне развитым человеком, поступать в вуз и т. д.).[5, c 78]
Существует еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности, о которой часто говорят в школе, - интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы - мотивов и целей. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Конечно, эта особенность важна, но не она все-таки является главной. По-видимому, связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых порах возникновения любознательности ученика (в новой теме, в новом учебном предмете), но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению.[1, c.41]
Таким образом мы рассмотрели особенности нескольких видов побуждений - потребностей, мотивов, целей, интересов. Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Интерес к учению - это эмоциональная окрашенность совершаемой деятельности, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Главная же направленность мотивационной сферы - мотивы, т. е. направленность активности на предмет.
Руководство игровой деятельностью дошкольников. Методы и подходы в
руководстве различными играми
Прежде чем перейти непосредственно к руководству игровой деятельностью дошкольников, остановимся более детально на вопросе, касающемся непосредственно игры. На протяжении всего существования человеческой истории человек играл. Игра является неотъемлемой частью человеческого существования. По мере усложнения общества и института социальны ...
План-сетка лагеря
Школьный оздоровительный лагерь МОУ СОШ №165 1.06 Давайте познакомимся. Открытие лагерной смены. Выбор актива, названия отряда, девиза, разучивание отрядной песни, речевки знакомство с программой работы смены. Отрядные огоньки 2.06 Игра «Радужные странствия» Работа по отрядным планам. 3.06 «В стране мульти – пульти» Викторина по сказкам ...