Культура донского казачества уникальна, как уникальна сама социальная общность, ее породившая. Она появилась благодаря сплаву многих элементов очень разных культур - славянской, монгольской, тюркской, греческой, армянской и др.
Самая крупная жемчужина в сокровищнице донских казаков - это донской фольклор. На Дону не возникло новых жанров устного народного творчества, однако жанры общерусского фольклора получили здесь оригинальное развитие.
Фольклор донских казаков нередко называют фольклором профессиналов военного дела. Действительно, в нем много походных, военных песен, отличающихся суровостью напева. Но и лирических песен (любовных, семейных, гулебно-плясовых, охотничьих, хороводных и др.) - тоже немало. (Перечень фольклорных песен указан в Приложении)
Культура донских казаков включает в себя окрашенную местным колоритом православную обрядность. В народных обычаях, гуляньях, которые ей сопутствовали, заметны и языческие черты: как ни препятствовали, этому священники, но, например, и на Крещенье, и в дни рождественских святок девушки гадали.
Сегодня в Ростовской области семь профессиональных театров. Это - Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр) в Новочеркасске, Мемориальный чеховский театр в Таганроге, театр драмы и комедии «Пласт» в г. Шахты, областной театр кукол и областной музыкальный театр в Ростове. Два ростовских театра - драматический им. М. Горького и молодежный театр (бывший ТЮЗ) носят звание «академический».
С театром в той или иной степени связано творчество многих донских композиторов. Но, конечно, не только в театрах можно услышать их сочинения. Произведения Л. Клиничева, В. Ходоша, А. Кусякова, Г. Гонтаренко, В. Красноскулова, С. Приступова, Г. Толстеяко и др. входят в репертуары оркестров, хоров, камерных ансамблей, ансамблей народных инструментов.
Исполнительское искусство донских музыкантов и вокалистов многократно получало высокие оценки отечественных и зарубежных критиков.
С ростовским академическим симфоническим оркестром играли такие всемирно известные солисты, как Э. Гилельс, Л. Коган, С. Нейгауз, Д. Ойстрах, М. Рострапович, Н. Петров и др.
Славится Дон хорами. Наиболее яркие представители донского хорового искусства - "Певчие Дона" Виктора Гончарова, хоровая капелла "Анастасия" (руководитель Сергей Тараканов), таганрогский хор "Лик". Ростовский муниципальный оркестр имени Кима Назаретова внесен в справочники лучших мировых джаз-бэндов. "Визитной карточкой" Дона называют ансамбль песни и пляски донских казаков (рук. Анатолий Квасов).
В течение четверти века в Ростовской области проходят фестивали "Донская музыкальная весна".
Ростовская областная филармония и Ростовская консерватория им. СВ. Рахманинова - центры донской музыкальной жизни.
Целью музыкально-педагогической системы обучения должно стать формирование личности, разбор в культурных ориентациях, влиять на преобразование духовной действительности общества, а значит общаться при помощи музыки и слова с аудиторией самого разного уровня статуса и образованности.
На сегодняшний день в формах обучения, качестве содержания обозначился явный пробел - учитель остается внутри “музыкальной действительности” (теоретической, исполнительской, методической) без выхода на мировоззренческие, эстетические, ценностные ориентации, социальные задачи музыки в обществе. Неясность в отношении содержания и задач музыкального просветительства имеет несколько причин:
· во-первых, узко “цеховые” рамки подготовки будущих специалистов,
· во-вторых, отсутствие в общей структуре преподавания видения вышеназванных проблем,
· в-третьих, неразработанность методических разработок, рекомендаций по проведению спецкурсов, спецсеминаров социально-музыкальной направленности.
В то же время рассмотрение эстетических, музыкально-эстетических, музыкально-критических взглядов предусмотрено в ряде дисциплин: философии, культурологии, социологии, истории музыки, однако как самостоятельная область они не выделяются и стоят на втором плане, но во многом определяют “политику” музыкального образования, так и музыкального просвещения, формирования общественного сознания эпохи.
В 80-е годы ХХ века предметом оживленных дискуссий стало словосочетание "философия искусства". Сутью споров является, главным образом, соотношение философии и эстетики, соответственно, художественного и эстетического отражения, освоения действительности, с непременными экскурсами в искусствоведение, художественную критику и социологию искусства. В них наблюдаются попытки гносеологизации философии искусства, ограничения ее функций, выявление наиболее общих принципов искусствоведения. При этом четкое определение понятий философии искусства и, в частности, философии музыки необходимо для упорядочения терминологического поля наук об искусстве.
Перспектива развития дополнительного образования
Перспективой развития дополнительного образования МОУ "Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1" является изменение целевых ориентиров школы, широкое системное внедрение в образовательную и воспитательную практику инновационных педагогических технологий, внутрифирменное обучение работников школы, интеграция общего и д ...
Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках
литературы
Восприятие читателем-школьником литературного произведения — это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения и изучения литературы не раз отмечались и в психологии, и в методике (исследования В. В. Голубкова, А. Н. Леонтьева, П. М. Як ...