Познавательная ценность практических методов обучения

Структура образования » Дошкольная педагогика » Познавательная ценность практических методов обучения

Усвоение знаний происходит в практической деятельности, поэтому в обучении дошкольников особо важное значение имеют практические методы, предполагающие постановку конкретной задачи перед детьми и упражнение в ее выполнении. Это может быть выполнение задания по готовому образцу (что надо сделать) или по указаниям (как надо сделать).

К группе практических методов обучения в детском саду относятся: упражнения; игровой метод; элементарные опыты; моделирование. Этими методами формируют практические умения и навыки.

Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений: подражательного характера; конструктивного характера; творческого характера; игровые.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Практическая деятельность должна занимать большее место, чем объяснение и показ. На объяснение расходуется не более ½ всего времени, отведенного на занятие, поэтому объяснение должно быть четким, кратким, понятным и определенным.

Для развития мышления в процессе практической деятельности задача ставится таким образом, чтобы она побуждала ребенка самостоятельно анализировать, намечать пути выполнения данной задачи, например: «Послушайте музыку и подумайте, как можно танцевать под нее» или «Построй домики для двух матрешек так, чтобы каждая матрешка смотрела в окно своего домика». Такой способ постановки задачи носит название «задание по условиям».

Практические методы обучения тесно связаны с наглядностью: образец или заданные условия должны быть наглядно представлены. Организация практической деятельности на основе готового образца требует его предварительного восприятия и анализа. Большинство детей еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, действия, выполняемые воспитателем, с точки зрения их будущего воспроизведения, тем более что практическая задача что-то нарисовать, построить, спеть, станцевать воспринимается как главная и малыши стремятся как можно быстрее приступить к ее выполнению. Это ведет к многочисленным ошибкам.

В процессе выполнения дошкольниками задания следует учить их сопоставлять полученный результат с заданным и исправлять замеченные несоответствия. Это способствует развитию самоконтроля— важного элемента, учебной деятельности.

Применение практических методов предполагает разработку системы постепенно усложняющихся заданий. Детей старшей и подготовительной групп учат планировать практическую работу. Под руководством воспитателя они намечают основные этапы работы и способы действий, которые будут использовать на каждом этапе. Дети младшей и средней групп производят это планирование в самой общей форме: «Сейчас поставлю стенки, потом на них поставлю крышу».


Формирование взаимоотношений у дошкольников
Проблеме взаимоотношений детей в различных возрастных группах детского сада посвящены исследования, проведенные в Лаборатории нравственного воспитания Академии ПН СССР под руководством В.Г. Нечаевой. Отдельные вопросы взаимоотношений детей со сверстниками освещаются А.И.Аржановой, А.В.Булатовой, В.А.Горбачевой, Г.Н.Ибрагимовой и др. Анал ...

Традиционные методы развития диалогической речи у старшего дошкольника
Если остановиться более подробно на методах для дошкольного возраста, то надо учитывать закономерность усвоения родной речи. Речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи – артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонаци ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru