1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя;
3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.
Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры:
1) познавательные процессы;
2) мотивация учения;
3) напряжение.
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов:
постановка цели — информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) — формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся — проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) — реализация проекта — контроль за ходом выполнения — корректировка — подведение итогов.
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях,которые называются часто также дидактическими системами
. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащих достижению целей обучения. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.
Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.
В традиционной системеобучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт.
Традиционная система обучения
подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в 17 в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор является доминирующей в школах мира.
Организационными признаками
является одновозрастная группа, которую составляет класс.
Временной алгоритм деятельности
– класс работает по единому временному алгоритму организации: учебный год, учебный день, расписание уроков, перемены.
Урок:основной единицей процесса обучения (деятельности) детей является урок – логически завершенная пространственно-временная структура.
Единое содержание урока:
урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего все учащиеся работают над одним и тем же материалом.
Учитель– руководит работой учащихся на уроке, оценивает результаты и в конце года принимает решение о переводе учащихся в другой класс
Учебник, программа– документы, определяющие дозы и общий объем информации, подлежащей изучению (причем учебники в основном применяются для выполнения домашней работы)
Философская основа– является педагогикой принуждения
Организационные формыклассно-урочная академическая
Преобладающие средства– вербальные (словесные)
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий
– авторитарный
Преобладающие методы:объяснительно-иллюстративные, репродуктивные
Основная цель обучения– формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения
По характеруцели традиционное обучение (ТО) представляют трансляцию ученику определенных образцов культуры
По содержаниюцели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности.
В современной массовой российской школе задачи
несколько видоизменились – исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в нравственном воспитании, но трансляционная парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Формы обучения– групповая (когда один учитель передает информацию группе учеников).
Три «кита» организационной формы ТО: класс, урок, предмет
Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов
Младший школьный возраст. Так, как главным образом говоря о педагогическом творчестве, мы имеем в виду его применение в школьном образовании. Поэтому мы предоставим три основных характеристики психического развития детей: младший школьный, подростковый и старший школьный возраст. Киршин А.И., приводя общую характеристику детей младшего ш ...
Организация утреннего приема детей в детском саду в разных возрастных группах
Ребенок так болезненно реагирует на отказ товарищей по группе играть с ним. И как личную трагедию воспринимает отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Специальными исследованиями установлено, что эмоциональное неблагополучие ребенка не только серьезная психолого-педагогическая, но и медицинская проблема. Данные мед ...