Первые изображения упрощены, обобщены. Это определяется слабостью аналитического восприятия, а также ограниченностью движений рук. Детям проще передать предметы, близкие по форме к геометрическим фигурам — кругу, квадрату, прямоугольнику, геометрическим телам — шару, кубу, цилиндру. Так, например, мячик имеет форму шара, яблоко тоже по форме близко к нему, лопатка по форме напоминает прямоугольник. Все это предметы, состоящие из одной части и небольшого количества деталей (черенок у яблока, палочка у флажка). В их оценке может применяться лишь первоначальный критерий — узнавание предмета. Для этого должны наличествовать основные части и приблизительно правильно изображенная форма — округлая, прямоугольная и пр.
Далее знакомство с формами и умение передавать их в рисунке расширяются. Дети приобретают умение различать большее количество форм, а также определять разницу пропорций: лепить и рисовать предметы более узкие и широкие, более длинные и короткие. Предметы, которые предлагается изображать детям, значительно отличаются по форме от простых геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), и дети передают это отличие.
Одним из важных средств реалистического, выразительного изображения является передача величинных отношений частей в предмете и их частей между собой. Этому дети учатся, начиная со второй младшей группы, различая вначале только большой и маленький. В последующих группах это умение все более и более усложняется: от детей уже требуется передача отношений частей по величине, соотношение по величине разных изображений в сюжетах, композициях, в рисунке. Решение этой задачи связано с развитием движений рук ребенка, глазомера, координации движений руки и глаза в процессе создания изображения.
Педагогу следует помнить, что передача двух разных по величине предметов: большого и маленького — удается без особого труда, правда, это касается простых одночастных предметов. Сложнее передать тонкие градации: большой, маленький, еще меньше. Здесь требуется более точное движение и пристальный зрительный контроль за движением руки. Еще труднее передать пропорциональные отношения — насколько один предмет больше другого. Это доступно лишь детям старшего дошкольного возраста. Подбирая соответствующую тематику детских работ и организуя восприятие величинных отношений, воспитатель постепенно вооружает детей умением отражать эти отношения в рисунках.
Уже в программе второй младшей группы имеется требование научить детей вычленять составные части предмета и передавать их в лепке, рисунке и аппликации. Таким образом, дети подводятся к передаче строения предмета. Части в предмете могут быть одинаковыми и разными по величине, по форме; они расположены известным образом по отношению друг к другу — одни выше, другие под ними и т. д.
Вначале надо выбирать для изображения предметы, наиболее простые как по общей форме, так и по форме частей, по окраске, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями. Относительная простота и сложность предмета для изображения зависят также от характера расположения частей, от строения предмета: части могут быть расположены в простом чередовании, симметрично или в сложном чередовании, несимметрично.
Различные подходы к формированию логической грамотности младших школьников
Решение арифметических задач, особенно нестандартных, позволяет приучать младших школьников к правильности и четкости рассуждений, к критическому осмыслению полученных результатов; развивает у них гибкость, вариативность, логичность мышления. Учителя включают нестандартные арифметические задачи в уроки математики, предлагают для домашней ...
Эстетическое воспитание
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происход ...