В условиях высокогорья у детей и подростков процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению с жителями равнинных и низкогорных районов. Основными причинами этого считаются: особенности питания, изоляция с обусловленными ею близкородственными браками, а также снижение функции щитовидной железы как адаптивной реакции на гипоксию.
Пример прямой адаптации организма человека к условиям обитания: приспособительная роль аномального гемоглобина в условиях распространения тропической малярии и сонной болезни.
На человека влияет весь уклад жизни общества: идеология, литература, искусство и др. Ряд биологических функций человека так или иначе социально обусловлен (прием пищи, утоление жажды, отправление физиологических функций и т.п.) влиянием традиций, обычаев, эмоций [28].
Работа в малых группах с учебником по вопросам
Какую роль различные абиотические факторы (температура, влажность) играют в жизни высших растений и животных?
Приведите примеры использования человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности.
Приведите примеры биологического оптимума для известных вам растений, животных, грибов.
Каким экологическим законам подчиняется человечество?
В чем главное отличие адаптивных возможностей человека от животных?
Объясните, как изменения экологических факторов влияют на урожай?
В чем заключается биологическая природа человека?
Почему человек считается биосоциальным видом?
Каким видам животных также свойственны некоторые формы социального поведения?
В чем проявляются экологические отличия человека от других видов?
В чем проявляются экологические сходства человека с популяциями других видов?
В чем заключаются основные отличия использования орудии животными и человеком?
Каким образом обеспечивают себя энергией животные?
В чем заключаются принципиальные особенности энергетики жизнеобеспечения человечества?
Приведите дополнительные примеры орудийной деятельности животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.
Понаблюдайте за использованием посторонних предметов дикими или домашними животными. С какой целью они это делают? В каких из этих случаев манипулирование предметами может считаться орудийной деятельностью, а в каких — игрой?
Приведите известные вам примеры преобразования среды животными и человеком (желательно в вашей местности). Сравните формы и масштабы этой деятельности [13].
Примерный ход дискуссии. Все живые организмы адаптируются к среде, а человек способен подчинить окружающую среду себе. Адаптация человека к среде происходит при активном участии сознания, окружающая среда все чаще является результатом деятельности самого человека, способного целенаправленно изменить ее. Человек создает для себя благоприятные микроскопические условия, чтобы организм не испытывал сверхсильного давления природных факторов. Уже давно человек начал развивать свои природные механизмы адаптации закаливанием, физическими нагрузками, прививками. С помощью одежды, обуви, жилья, предметов домашней утвари, обработки пищи, использования медикаментов человек снижает негативное воздействие природных факторов.
Создавая для себя «новую окружающую среду», человек так изменяет природу и такими темпами, что не только нарушает природное равновесие, но и как следствие получает изменения абиотических факторов, к которым не успевают приспосабливаться (гипертония и гиподинамия – расплата за цивилизацию) [23].
Г) Социальная среда. Роль социальных связей в адаптациях человек к среде (формирование человека как личности). Примеры положительного и отрицательного влияния социальной среды на здоровье и психику человека.
Работа в малых группах с учебником по вопросам
Задание 1. Заполните таблицу «Биологическая и социальная природа человека».
Биологические характеристики |
Социальные характеристики |
Рост |
Мировоззрение |
Развитие |
Образование, культура, искусство |
Обмен веществ с окружающей средой |
Обычаи и традиции |
Способность к размножению |
Мораль, нормы поведения |
Пищевые связи |
Использование орудий труда |
Адаптация к изменяющимся факторам среды |
Масштабы антропогенного воздействия на природу |
Нормативные основы использования программного обеспечения в образовательном
процессе
В связи с тем, что в современном информационном и компьютеризированном обществе информация является ценнейшим товаром, дальнейшее развитие информационных технологий неразрывно связано с разработкой механизмов обеспечения информационной безопасности, в том числе и правовых. По мере развития и усложнения средств обработки информации безопа ...
Методическая разработка игры-драматизации «Времена года»
Времена года Цель игры. Развитие навыков вокальной импровизации и артистизма учащихся. Действующие лица Ведущий Зима девочки Весна Осень Лето Ведущий. Ребята, кто из вас знает, как называются периоды года, связанные с движением солнца и изменениями в природе? Дети. Времена года. Ведущий. Назовите четыре времени года. Дети. Весна, лето, о ...