По словам Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой [23], дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.
Анализируя состояние речи у дошкольников с ОНР, исследователи констатируют у них недостаточность словообразовательных навыков [15, 33, 37, 31, 47, 50]. Р.Е. Левина [33] отмечала, что на втором уровне, характеризующемся как "начатки общеупотребительной речи", дети совсем не пользуются навыками словообразования. У детей с третьим уровнем речевого развития, определяемым как уровень "развернутой фразовой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития", отмечается незнание, неточное знание и употребление некоторых слов, неумение изменять их и невозможность образовывать новые слова. Это проявляется в множественных заменах слов и по звуковому, и по смысловому принципам.
Подобная ограниченность лексических средств, по мнению Р.Е. Левиной, "частично обуславливается неумением различать и выделять общность корневых значений". Автор прямо указывает на неумение пользоваться способами словообразования этими детьми, что приводит к "весьма ограниченной возможности варьировать слова". Зачастую "сама задача преобразования слова оказывается для детей малодоступной.
Выявить возможности словообразования глаголов можно с помощью простого упражнения [15]: предложить сказать "наоборот": пришел – ушел, приехал – уехал, прилетел – улетел, прибежал – убежал, вскочил – выскочил, поднял – опустил, сел – встал, завязал – развязал.
При оценке результатов, как отмечает Н.С. Жукова, важно:
1. Сравнить данные понимания грамматических форм слов с их употреблением ребенком и установить характер аграмматизма (импрессивный, экспрессивный).
2. Соотнести данные своего обследования с материалами условного эталона нормы, установив, какому этапу соответствует состояние речи ребенка: - этапу "Усвоение флективной системы языка", - этапу "Усвоение служебных частей речи", или уровень развития еще выше.
3. Сопоставить результаты обследования речевой и неречевой деятельности детей.
Наиболее современные и полные представления о характере становления словообразовательных операций у детей исследуемой категории можно найти в работе Т.В. Тумановой [42]. По ее словам результатом исследования стало выявление у дошкольников с ОНР своеобразия и специфических особенностей операций семантического анализа и синтеза, лежащих в основе словообразовательных процессов. По данным Т.В. Тумановой, наиболее яркие из этих затруднений проявляются в следующем:
Ø в недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов;
Ø в трудностях адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющихся в неправильном употреблении производного и производящих слов;
Социальная экология
Только на основе глубокого и всестороннего понимания взаимосвязей человечества и природы возможно разумное, оптимальное их регулирование. А это необходимо для того, чтобы не допустить кризиса и саморазрушения, обеспечить устойчивое развитие природы и общества, сохранить целостность общеземной экосистемы и гарантировать существование чело ...
Педагогическая и андрагогическая модели обучения
Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно же, необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы. Но основное - это именно деятельность. В самом общем виде мож ...