Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Структура образования » Исследование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 3

В результате констатирующего эксперимента мы установили, что дифференциация словообразовательных форм глаголов для детей с общим недоразвитием речи является очень трудной. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

В связи с этим мы можем условно разделить обследованных детей на группы по уровню сформированности словообразования глаголов.

Первая группа – высокий уровень – правильное и самостоятельное выполнение заданий. В эту группу вошел один ребенок из контрольной группы, а в группе с речевой патологией таких детей не оказалось. То есть даже среди дошкольников без речевой патологии оказался один ребенок с такими возможностями, который справился со всеми заданиями без ошибок или без помощи экспериментатора, что свидетельствует о сложности процесса словообразования глаголов для дошкольников.

Вторая группа – уровень выше среднего – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования. В эту группу вошли девять детей из контрольной группы (без речевой патологии) и один дошкольник с ОНР.

Третья группа – средний уровень – допускались систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования. В эту группу вошли шесть детей из экспериментальной группы, среди детей контрольной группы такого уровня сформированности словообразования глаголов не показал ни один ребенок.

Четвертая группа – уровень ниже среднего – наблюдались систематические ошибки, как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования (количество неправильных ответов превышает 50%). В эту группу вошли три дошкольника с общим недоразвитием речи. Дошкольников без речевой патологии с таким уровнем сформированности словообразования глаголов не оказалось.

Пятая группа – низкий уровень – неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания. Детей с таким уровнем сформированности словообразования глаголов среди обследованных дошкольников не выявлено.

Качественный анализ ошибок показал, что, усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребенок с общим недоразвитием речи ("генерализует" эту модель), переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Также ребенок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильный корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами (не принятыми в языке). Чаще всего ребенок при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных.

Выявленные в ходе исследования ошибки, допущенные детьми с общим недоразвитием речи можно разделить на три группы:

1) тенденция "выравнивания" основы, сохранение тождества корня (основы) в производном слове. Эта тенденция носит многоплановый характер, что проявляется в том, что в производных словах часто не используется чередование, изменение ударения, консонантизация гласного, основы, супплетивизм, например: причесывает – "причесает", перепрыгивает – "спрыгивает", "прыгает", "запрыгает" и т. д.

2) замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными; согнуть – "сгнуть", отвязать – "развязать", отлетает – "улетает", перепрыгивает – "запрыгивает", выпила – "попила" и т. д.

3) переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально-знакового выражения. Например: употребляли глаголы без приставки – "летит", "идет"; выражали законченность действия словами: одевается - "сам научился", оделась – "идет гулять", зима – "зимовать", рыба – "рыбовать" и т. п.

Тогда как дети без речевой патологии в основном правильно выполняли задания, иногда при помощи экспериментатора, или допускали ошибки только в непродуктивных формах словообразования.

В результате исследования мы выяснили, что возможности словообразования глаголов у детей с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в области усвоения семантики производных глаголов, закодированных в словообразовательной структуре. Такая недостаточность в овладении семантическим аспектом, который вносится при употреблении префикса или постфикса при словообразовании глаголов носит стойкий характер. То есть дошкольники с ОНР не чувствуют того тонкого различия, которое вносится различными по значению приставками, суффиксами, что существенно влияет на развитие речи в целом. Так, образование производных глаголов оказалось доступно лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных моделей. В ситуациях, требующих переноса словообразовательных навыков на новый, менее употребляемый в речи лексический материал, происходила "поломка" тех словообразовательных навыков, которые у дошкольников без речевой патологии оказались сформированными достаточно на высоком уровне. Подтверждением этому служат замещения в употреблении продуктивных словообразовательных моделей менее продуктивными, замена менее частотных аффиксов на более частотные, употребление несоответствующего глагола, или повторение производящего глагола без изменения.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности пространственного образа
Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве на основе различных графических изображений, что связано с необходимостью «перекодирования» образов, создаваемых на разной наглядной основе. Выделение пространственных зависимостей из объекта восприятия часто за ...

Интеграция содержания дошкольного образования и видов деятельности детей дошкольного возраста
В педагогической литературе описывается несколько способов интеграции. Одним из них является интеграция содержания учебного материала. Объективная сторона, как показывает анализ педагогической литературы, находит отражение непосредственно в содержании образования и определяет подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязан ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru