Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
Уровень развития речи – важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. В этой связи при диагностике готовности к школе детей с ОНР большее внимание необходимо уделить методикам, направленным на обследование речевого компонента
В данной главе представлены ход и результаты констатирующего эксперимента.
Цель эксперимента - выявление сформированности языковой готовности к школе детей с ОНР.
Задачи:
Подобрать методики обследования лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
Изучить уровень сформированности лексики детей с ОНР.
Изучит уровень сформированности грамматики
Изучить уровень сформированности связной речи.
Для достижения поставленной цели и решения задач была использована методика Лалаевой Р.И. и Н.В.Серебряковой.
Данная методика предполагает 3 серии заданий:
1 серия Обследование словаря
Цель: определить, знает ли ребенок названия слов, частей предмета, умеет ли обобщать предметы; знает ли различные действия; признаки предметов.
Материал: сюжетные, предметные картинки (Посуда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т.д.)
2 серия- Обследование грамматических категорий
Цель: выявление умения образовывать множественное число существительных, глаголов, различать существительные по родам; понимание предлогов.
Материал для исследования: предметные картинки из альбома Иншаковой.
3 серия- Обследование связной речи
Цель: выявить у ребенка умение располагать сюжетные картинки с правильной последовательности, составлять по ним связный рассказ;умение понимать и пересказать его.
Материал для исследования: сюжетные картинки, предметные картинки.
Констатирующий эксперимент был проведен на базе МДОУ № 124 «Мирославна» комбинированного вида. Для получения данных мы использовали модифицированную методику диагностики ритмико-мелодической стороны речи (автор – Архипова Е.Ф.). Для исследования было отобрано 20 детей дошкольного возраста (10 с нормой, 10 с ОНР). Обследование с каждым ребенком проводилась индивидуально. Дошкольникам предлагалось выполнить ряд заданий экспериментатора. Все ответы детей фиксировались в протоколах (Приложения). Разработанная нами методика состояла из трех серий заданий. Описание методики приводится в Приложении.
Модель компьютерного обучения
Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процессе обучения. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. Возникает серьезная многоаспектная пробл ...
Пути, средства и методы формирования мотивации учения на уроке
Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью (например, престижных или выполнение требований родителей и т. д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника ...