Методика включения проблем экологии в предмет ОБЖ

Структура образования » Методика включения проблем экологии в предмет ОБЖ

Опасность для существования современной цивилизации на Земле - это экологический кризис. Проблема порождена теми острейшими противоречиями, которые на фоне неудержимого, но сугубо технократического прогресса, несбалансированного с объективными параметрами и восстановительными возможностями биосферы, постоянно продуцируются ненормальными, противоестественными взаимоотношениями общества и природы. Угроза для биосферы исходит от всей совокупности человеческой деятельности, осуществляемой за пределами естественных компенсаторных и восстановительных возможностей, составляющих ее экосистем различного уровня и их компонентов. В результате система "биосфера – человечество" все более приходит в разбалансированное состояние, угрожающее и самой системе и ее составляющим, способствуя уничтожению современной земной биосферы, разрушению здоровья, духовности человека. Решение проблемы - в восстановлении баланса, что представляет собой чрезвычайно сложную, беспрецедентную в глобальном отношении задачу, пока еще практически не осознанную человечеством (Арустамов, 2001).

Эколого-техногенная обстановка постоянно ухудшается и в России. Одна из основных причин: приближается к катастрофическому состоянию большая часть основных производственных фондов страны, безнадежно устаревших, изношенных и лишенных к тому же нормального технического обслуживания. Сказывается также и то, что потенциально опасные объекты атомного, энергетического, химического, транспортного, металлургического, машиностроительного, оборонного и строительных комплексов создавались и эксплуатировались без должного учета всех составляющих экологической и технологической безопасности, условий и возможностей защиты человека, населения, объектов, территорий и среды обитания от техногенных и природных аварий и катастроф. В широком масштабе использовались экологически несовершенные технологии в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и строительстве.

Вследствие неразберихи, развала, коррупции, появления мафиозных олигархических структур, нечестного предпринимательства, массы новых природопользователей, практически никем не регулируемых, начался процесс разворовывания природных богатств, хищнического истребления природы, что наблюдается и на Сахалине, Курильских островах. Вполне очевидной даже для такой богатой страны, как Россия, стала проблема истощения природных ресурсов. Экологическая опасность становится тормозом к возрождению России, как могучей современной державы, порождает рост социальной напряженности.

Проблемы экологической опасности не безразличны для населения России. Повсеместно создаются общественные организации и объединения, деятельность которых направлена на выявление проблем экологической безопасности, охраны среды и здоровья людей; на распространение достоверной информации о состоянии природной среды и здоровья населения РФ; на проведение общественной экологической экспертизы и оценку экологического риска; защиту прав и интересов граждан, общественный контроль за соблюдением законодательства в области природопользования. У нас, в Сахалинской области, практически в каждом муниципальном образовании есть детские экологические школы. Особенно активны они в Южно-Сахалинске ("Зеленый остров", "Родник"), на севере острова, где ведется разработка сухопутных и морских месторождений углеводородов. Радует, что в последние годы развернулось детское экологическое движение на Южных Курилах. Также в России и в международных экологических кругах известна общественная организация "Экологическая вахта Сахалина", которая часто поднимает проблемы, на которые "нервно" реагируют государственные структуры и и нефтегазовые компании.

От правительства требуется принятие решений для оптимального природопользования. Эти организации имеют свои печатные издания, газеты ("Спасение", "Зеленый мир", "Беренгия" и др.), связи с международными организациями, фондами, которые работают в области защиты окружающей среды. В первую очередь, это Гринпис и Фонд дикой природы. Сахалинские экологи сотрудничают с американской организацией "Фонд дикого лосося", который объединяет неравнодушных к сохранению окружающей среды людей Западного побережья США.

Однако основным и наиболее комплексным универсальным инструментом призвано быть государство. Государство призвано быть средством и механизмом реализации заботы об обществе, которое его создает, о жизнеобеспечении, безопасности, выживании и развитии. Оно обслуживает общество, выполняя организующую роль, вырабатывая и реализуя технологию выживания и развития, безопасного существования. При разработке концепции и обсуждении важнейших вопросов на Совете Безопасности РФ определено, что компонент «экологическая безопасность» входит в структуру национальной безопасности государства, общества и отдельной личности человека (Арустамов, 2001).

В данной курсовой работе мы дадим краткое понятие экологической безопасности, как одной из основ национальной безопасности государства и отдельной личности, гражданина. Рассмотрим экологический кризис, как потенциальную угрозу человечеству. Это необходимо для того, чтобы правильно выработать методику преподавания основ безопасности жизнедеятельности в средней общеобразовательной школе. Для нас, живущих в островном крае, где не редкость сильные землетрясения, извержения вулканов, угроза цунами, сильные циклоны с обильными осадками и штормовыми ветрами, тайфуны, важно доходчиво и внятно объяснить школьникам основы экологической безопасности.

Также в нашей области сохраняется и даже нарастает угроза техногенных катастроф, связанных с обветшанием основных фондов в энергетике. Еще одним "стимулом" к вдумчивому изучению школьниками основ экологической безопасности является резкий рост добычи углеводородов на Сахалине и его морском шельфе, так как никто не застрахован от возникновения чрезвычайных ситуаций на трубопроводах, от аварийных разливов нефти.

Цель данной работы: раскрыть понятие экологической безопасности и рассмотреть возможность включения в уроки по ОБЖ. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать и анализировать литературный материал по исследуемой проблеме;

2. Раскрыть понятие экологической безопасности на основе теоретического материала;

3. Рассмотреть понятие экологического кризиса как основного фактора для возникновения экологической безопасности;


Специфика учебно-познавательной деятельности
Принципы кооперативного обучения должны прослеживаться на различных его этапах: до изучения нового учебного материала, в ходе его изучения, а также после изучения нового материала в процессе его применения. Так, например, на этапе актуализации перед изучением нового материала вместо традиционных фронтальных опросов и индивидуальных работ ...

Основные методологические подходы в педагогике
Подход-это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь. 1. Системный подход Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru