В ст.1 Закона РФ "О безопасности" (1992 г.) сказано, что " .безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" (Арустамов, 2001).
В конце XX века человечество осознало, что биосфера и ее составные части имеют пределы саморегуляции, самовосстановления, выше которых они могут деградировать необратимо. Вследствие этого дальнейшее устойчивое развитие человечества не может происходить вне сохранения биосферы. Так появилось понятие экологической безопасности.
Экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду.
Экологическая безопасность — это в то же время достижение условий и уровня сбалансированного сосуществования окружающей природной среды (ОПС) и хозяйственной деятельности человека, когда уровень нагрузки на среду не превышает способности ее к восстановлению. Наконец, это система регулирования, комплекс упреждающих, то есть профилактических, мероприятий, направленных на недопущение развития ЧС не только в пределах антропогенной деятельности, но и в условиях предсказуемости развития экстремальных ситуаций в самой природной среде (заблаговременно реагировать на возможные стихийные бедствия, включая ураганы, вулканизм, землетрясения и т.д., уметь предсказывать время и силу их проявления).
Особенно актуально это для Сахалинской области, где все вышеназванные угрозы реально существуют и проявляются в различных частях островного региона. К примеру, активность вулканов Чикурачки и Эбеко на северо-курильском острове Парамушир, прошлогоднее августовское землетрясение в Невельске, продолжающиеся уже два года афтершоковые подземные толчки в районе Курильского острова Симушир. Поэтому на уроках по основам безопасности жизнедеятельности учителям, преподающим этот предмет, важно донести до юных сахалинцев и курильчан мысль о том, что островная область является регионом повышенной опасности в силу естественных природных факторов.
Исходя из вышеизложенного экологическая безопасность должна рассматриваться и как приемлемый социально-экономически уровень экологической опасности, определяемой, в свою очередь, как степень отклонения состояния ОПС и здоровья человека от нормы.
Объектом экологической безопасности являются геосоциоэкосис-темы различного уровня: глобального, национального, регионального, местного, уровня отдельного хозяйства (предприятия), наконец, человека, как личности.
Все они подвергаются так называемым экологическим угрозам, под которыми следует понимать (A.M. Муравых, 2001 г.) — «прогнозируемые последствия или потенциальные сценарии развития событий катастрофического характера, которые обусловлены изменениями состояния окружающей среды и способны нанести вред жизненно важным интересам личности, общества, государства, мирового сообщества».
По отношению к конкретной геосоциоэкосистеме различают внешние и внутренние угрозы. К внешним экологическим угрозам для государства, например, можно отнести, например, возможность трансграничного переноса вредных веществ, глобального изменения климата, разрушения озонового экрана, размещения токсичных и радиоактивных отходов на территории отдельного государства. Если последнее осуществляется более сильным государством без надлежащего согласования и последующей компенсации, можно говорить об осуществлении экологической агрессии одной страны против другой (Арустамов, 2001).
Внутренние угрозы обусловлены собственной деятельностью государства, его структур и хозяйствующих субъектов. Они проявляются в результате хищнической эксплуатации природных ресурсов, разворачивания производства без надлежащих природоохранных устройств, испытания образцов оружия массового поражения и т.п. Например, в 2006 г. в Сахалинской области разразился громкий скандал в связи с нарушениями природоохранного законодательства РФ со стороны подрядчиков и субподрядчиков компании "Сахалин Энерджи", осуществляющей проект "Сахалин-2". При прокладке наземных нефте- газопроводов подрядчики вырубали лесные массивы, загрязняли нерестовые речки и ручьи.
Методика использования кукольного театра как формы организации читательской
деятельности младших школьников
Три-четыре года обучения в начальной школе — это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Как утверждают ученые, природа в отношении каждого человека была максимально щедра. Следовательно, не упуская времени, начиная с первого класса, необходи ...
Модель проектного обучения
Данная модель сложилась на основе метода проектов, который возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал ...