Воспитание единственного ребенка в семье

Структура образования » Воспитание единственного ребенка в семье

За последнее десятилетие в структуре жизненных приоритетов подростков произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности. Молодые люди в настоящее время все больше стремятся достичь успеха в обществе, быть востребованными в профессии.

Система семейных ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры [6, с. 234].

Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций подростков представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у подростков.

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности [21, с. 265].

Снижение рождаемости является одной из характеристик современных обществ. Обусловлено, с одной стороны, фундаментальными трансформациями социально-экономических условий жизни и типа воспроизводства населения, культурных механизмов и ценностно-мотивационных основ репродуктивного поведения, связанными с изменением системы ценностей, кризисом семейного образа жизни и ослаблением потребности в детях (Борисов, Антонов, Архангельский), а с другой - результатом «политики социального либерализма и нового капитализма». Формирование репродуктивных ориентаций поколения современных подростков оказывается под влиянием «рефлексивной модернизации» современного общества, социокультурной дифференциации родительских семей, либерализации брачно-семейных норм, меняющихся представлений о семье и родительстве. В исследовании автор сконцентрировала внимание на изучении обусловленности формирования репродуктивных ориентаций подростков комплексом взаимосвязанных показателей - системой семейных ценностей, особенностями семейной социализации, предпочтительным образом повседневной жизни семьи, отношением к детям и формирующейся родительской идентичностью.

Изучение влияния семейного воспитания на особенности ценностных ориентаций подростка обусловлено появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структура и формирование ценностных ориентаций у подростков из полных и неполных семей. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни" [27, с. 216].

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Куприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Изучением семейных ценностей занимались В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина, И. Сикорский, В. Бехтерев, В. Гальперин, А.Г. Харчева, В.Г. Вишневский. Проблему единственных детей в семье изучали А.Н. Елизаров, В.Н. Дружинин, Х. Ремшмидт.

Цель нашего исследования – выявить особенности семейных ценностей у подростка, являющегося единственным в семье.

Задачи

1. Проанализировать семейные ценности.

2. Дать характеристику личностной сферы подростка.

3. Провести эмпирическое исследование семейных ценностей подростка являющегося единственным ребенком в семье.

4. Разработать рекомендации для родителей.

Объект исследования – ценностные ориентации подростков.

Предмет исследования – особенности семейных ценностей подростков, являющихся единственными детьми в семье.

Гипотеза: в воспитании единственных детей преобладает такой стиль как гиперопека, в связи с этим происходит их ориентация на такие семейные ценности, как развлечения, социальная успешность и личное счастье.

Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; эмпирические: тестирование, наблюдение и опрос; методы сравнительного анализа данных.

Практическая значимость. Данные нашего исследования могут быть использованы психологами и педагогами в школах в работе с подростками из обычных и проблемных семей, а также специалистами по социальной работе.


Сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ...

Описание методики театральной деятельности, используемой в эксперименте
В исследовании использовалась методика А.П. Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе». Выбор именно этого методического инструмента обусловлен большим опытом апробации описанных в ней средств на практике, положительные отзывы педагогов, работающих в младшей школе. Помимо данной методики в работе использовались сценарии театрализ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru