В педагогике и методике начального обучения за последние годы прочно утвердилась личностно- и деятельностно-ориентированная направленность всего учебно-воспитательного процесса.
Подобное изменение образовательных векторов неизбежно влечёт за собой корректировку в развертывании содержания конкретных учебных дисциплин, способов их преподавания (со стороны учителя) и усвоения (со стороны ученика).
Личностно-ориентированную направленность должно соответствующим образом подготовить и организовать. Личностная ориентированность учебно-методического процесса по определённой учебной дисциплине базируется на индивидуальном подходе, осуществляемом учителем в отношении каждого ученика на основе знания им, педагогом, психофизиологических и т. п. особенностей обучаемого, и такого содержания, построения и хода уроков, когда индивидуальные качества ученика социализируются, приобретают положительную социальную значимость и ценность.
Одним из главных ориентиров стратегии развития школы заложенных в Образовательной программе и Модели выпускника является формирование функциональной грамотности (программа обучения письму, учебник Н.Ф. Виноградовой).
М.Р.Львов в своей работе " Правописание в начальных классах" (1990) пишет: "Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма" [31].
Всем понятно, что работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересовал давно. Проанализировав некоторые работы (Н.Ф. Виноградовой, М.Р.Львова и др.), мы пришли к некоторым выводам:
· Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
· Ввести понятие "опасное место", чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
· Развивать фонематический слух.
· Обучать правильному списыванию текста.
· Прививать интерес к чтению.
· Интегрировать уроки русского языка и литературного чтения (что соответствует программе).
· Развивать словарный запас детей.
· Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием "памятки для работы над ошибками".
Ребёнку, пришедшему в 1 класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.
Первый этап. Обучение постановке ударения.
Предлагаемые детям задания, наиболее лёгкие, где написание не расходится с произношением. Например: мама, рыба, крыша, бочка, радуга, бумага, кукушка.
Закреплению этого упражнения мне помог набор карточек с такими словами.
Второй этап. Постепенный ввод слов, где написание расходится с произношением.
Дети уже хорошо научились ставить правильно ударения, то есть определять ударный звук, как сильную позицию. Пришло время "опасного места", так мы называем безударную позицию. Безударный звук произносится слабее, тише ударного, но самое главное слышится неясно. Например: трава, доска, занесло, снегопад.
Третий этап. Отработка навыка правописания безударной гласной.
Многие методисты рекомендуют записывать слова с пропуском сомнительных гласных, но я думаю, что лучше их в начале проговаривать в слух, потом подчёркивать карандашом, так как навык письма ещё слабый.
Четвёртый этап. Отработка умения проверять безударную гласную.
Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв. Эти упражнения даются на доске, вначале выполняются коллективно. Ученики доказывают необходимость нужной гласной.
Пятый этап. Правильное написание и соединение букв.
"Письмо - это особая форма речи, при которой элементы устной речи фиксируются путем начертания соответствующих графических символов (графем). Процесс письма - это осознанная речевая деятельность, имеющая сложную структуру, в которой можно выделить три основных уровня:
Исследование эффективности использования методов формирования умений
создавать сюжетную композицию рисунка после просмотра книжных иллюстраций
Ю.А.Васнецова
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают яркую окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают у них непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, ...
Особенности развития на уровне зародыша
Соотношение мужского и женского начала в каждом из нас индивидуально. Австрийский ученый Отто Вейнингер считает, что "у человеческого зародыша до пятой недели нельзя определить пол, в который он впоследствии разовьется. Только поле пятой недели начинаются те процессы, которые к исходу третьего месяца беременности оканчиваются одност ...