1. Психологический уровень - возникновение намерения написать что-либо, создание замысла (о чем писать?) и общего смысла содержания письменной речи (что писать?).
2. Лингвистический уровень - какими языковыми средствами осуществляется письмо. Этот уровень реализует перевод замысла, формирующегося на психологическом уровне, в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т. е. в слова и фразы.
3. Психофизиологический или сенсомоторный уровень, позволяющий ответить на вопрос, как писать. На этом уровне реализуется процесс звукоразличения, анализ звуков, входящих в состав слова, установление последовательности в написании букв в слове. Здесь же происходит перешифровка с одного кода на другой: со звука на букву; с буквы на комплекс тонких движений руки, соответствующих написанию каждой отдельной буквы. Это возможно лишь благодаря взаимодействующей работе целого ряда анализаторных систем: звуковой анализ обеспечивается совместной работой речеслухового и речедвигательного анализаторов (ребенок слышит и произносит звуки); перешифровка звуков в буквы происходит с помощью работы речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов (ребенок слышит звук, произносит его, представляет зрительный образ соответствующей звуку буквы); написание буквы требует совместной работы зрительного, пространственного и двигательного анализаторов, обеспечивающих тонкие движения руки (ребенок зрительный образ буквы переводит в двигательный образ - последовательность движений руки, при этом он должен ориентироваться на поле страницы, зрительно контролируя свои действия)." ( Н.Ф. Виноградова ).
Начальный период обучения письму, т. е. то, чему мы учим детей в 1 классе, более всего связан именно с психофизиологическим уровнем, поэтому необходимо более подробно останавливаться на последовательности операций, которые должен выполнить ученик на данном уровне.
Ребенок, пишущий какое-либо слово, должен сначала провести звуковой анализ слова, т. е. определить последовательность звуков, входящих в его состав. Выделенные фонемы или их комплексы превращаются ребенком в зрительную графическую схему, т. е. ребенок представляет себе это слово написанным. И наконец, на последнем этапе происходит превращение зрительных образов букв в нужные графические начертания, т. е. осуществляется комплекс тонких движений руки, соответствующих написанию каждой отдельной буквы.
На начальной стадии овладения письмом основная цель обучения заключается именно в создании сложного единства, включающего представление о слышимом, произносимом, видимом и записываемом с помощью определенных движений руки образе слова.
Уже одно только перечисление этих операций показывает нам, какую сложную работу должен проделать малыш, начинающий учиться в школе. Но сделать все это он сможет только в том случае, если у него уже сформированы некоторые предпосылки, без которых невозможно овладение письмом. Каковы же эти предпосылки?
· Сформированное устной речи, произвольное владение ею, способность производить анализ и синтез устной речи;
· сформированность пространственного восприятия и пространственных представлений: ориентировка в понятиях "право" и "лево" в схеме собственного тела и в пространстве;
· развитие тонкокоординированных движений рук ( мелкая моторика);
· сформированность зрительно-моторных (осуществление связи того, что видит, с тем, что записывает) и слухомоторных (связь слышимого и записываемого) координации;
· сформированность произвольной деятельности, умения регулировать свои действия, применять волевое усилие.
Принципы обучения письму в значительной мере определяются системой самого письма, а так как система русского письма - звуко-буквенная, то и основной принцип обучения - звуковой, вернее - фонематический; основной единицей обучения при этом является обучение написанию графических элементов (букв).
"Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения" (Н.Ф.Виноградова ). Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Развития логического мышления младших школьников: проблема и различные аспекты
Об актуальности проблемы развития логического мышления школьников можно говорить в различных аспектах. Во-первых, проблема развития логического мышления должна иметь свое отражение в школьном курсе математики в силу недостаточности подготовки учащихся в этой части, в силу большого числа логических ошибок, допускаемых учащимися в усваивае ...
Проективная модель личностно-ориентированного обучения
В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - с понятием "культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредс ...