Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.
Произносительная сторона речи усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух.
В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.
При движении речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, такие качества формируются постепенно.
В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.
Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.
Выше сказанное и определило актуальность
нашего исследования.
Цель работы
– выявить особенности развития дикции старших дошкольников.
Объект исследования:
процесс развития дикции у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
приемы и методы развития дикции у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и в свободной игровой деятельности.
Гипотеза:
применение описанных в работе приемов и методов позволит повысить эффективность работы по развитию дикции у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) Изучить состояние проблемы развития дикции;
2) Выявить сущность и специфику применения чисто - скороговорок в работе с дошкольниками;
3) Выявить уровень развития дикции у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в уточнении имеющейся в отечественной педагогике и методике развития речи специфики применения методов и приемов развития дикции у детей дошкольного возраста.
Традиционные методы развития диалогической речи у старшего дошкольника
Если остановиться более подробно на методах для дошкольного возраста, то надо учитывать закономерность усвоения родной речи. Речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи – артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонаци ...
Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ результатов проведённой работы
Цель контрольного эксперимента: определение эффективности использования занятий по развитию
уровня коммуникативной компетентности
у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня коммуникативной компетентности
мы повторно использовали методики: социометрия «У кого больше» и методика «Волшебная комната». На третьем этапе работы ...