Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень развития дикции у детей 5-6 лет.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:
1. Выявить уровень развития правильного звукопроизношения.
2. Выявить уровень развития дикционного аппарата.
В качестве диагностического материала использовались чисто – скороговорки.
Диагностическая процедура состояла из двух заданий:
Задание № 1 «Веселая чистоговорка».
Ребенку предлагалось как можно лучше повторить текст чистоговорок:
· «Собака Том сторожит дом»
· «Цу – чу, цу – чу – чу, на ракете я лечу».
Описание уровней развития
Высокий уровень – ребенок четко, внятно произнес заданный текст, не
ошибался, речь неторопливая.
Средний уровень – ребенок внятно произносит заданный текст, редко ошибается, самостоятельно исправлял ошибку. Речь неторопливая, четкая артикуляция звуков.
Низкий уровень – ребенок затрудняется в произношении заданного текста, часто ошибается, исправляет ошибки с подачи взрослого. Речь невнятная, торопливая.
Задание № 2 «Скороговорка».
Ребенку предлагалось как можно лучше повторить текст скороговорки:
· «Паша тихо шепчет Мише.
Миша шепота не слышит.
Паша громче пошепчи:
«Миша, уши полечи»»
Описание уровней развития
Высокий уровень – ребенок четко, внятно произносит текст скороговорки, не ошибается, не сбивается с заданного речевого темпа, проявляет заинтересованность в выполнении задания.
Средний уровень – ребенок отчетливо и достаточно быстро произносит заданный текст, иногда сбивается с речевого темпа, но проявляет активную заинтересованность заданием. Наблюдается четкая артикуляция звуков.
Низкий уровень – ребенок испытывал большие затруднения в воспроизведении текста скороговорки. Произносит её неправильно: не соблюдает последовательность слов, допускает фонематические ошибки. Отсутствует заданный темп речи. Наблюдается отсутствие интереса к заданию, неустойчивость внимания.
На этапе констатирующего эксперимента решались такие задачи, как выявление уровня развития дикции у детей старшего дошкольного возраста;
Данное исследование проводилось в МДОУ № 56. Опытной работой было охвачено 12 детей 5-6 лет.
После проведения диагностики, направленной на выявление чистоты и внятности звучащей речи получили следующие результаты. Итак, высокий уровень – 3 ребенка, что составляет 25%; средний уровень составляет 6 детей, 50%; низкий уровень – 3 ребенка, 25%.
Таблица № 1
Уровни развития чистоты звучащей речи
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
25% |
50% |
25% |
Уровни развития внятности звучащей речи
Диаграмма 1
По первому заданию, направленному на выявление чистоты и внятности звучащей речи были сделаны следующие выводы.
Дети высокого уровня развития не имели трудностей в воспроизведении, не допускали ошибок. Проявили заинтересованность заданием, познавательную активность. Переспрашивали воспитателя о характере задания, что необходимо будет сделать.
Многоуровневое обучение математике в классах повышенного
педагогического внимания
Сложный контингент учащихся вынуждает педагогов искать неординарные формы и методы преподавания любой дисциплины, втом числе и математики. Среди педагогических находок в первую очередь следует назвать многоуровневое обучение. Суть его состоит в следующем. Вначале производится диагностирование базисных знаний учащихся по тому или иному ра ...
Новаторство как инструмент педагогического творчества
Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящи ...