Характеристика коммуникативной компетентности

Страница 1

Рассмотрим, что такое коммуникативная компетентность.

Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [18, с. 67].

Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения, а также выделяет меру коммуникативной компетентности – степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других.

Столяренко Л.Д. рассматривает понятие коммуникативной компетентности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [29. с. 102].

Е.В. Сидоренко считает, что коммуникативная компетентность – совокупность коммуникативных способностей; адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решений коммуникативных умений и коммуникативных знаний.

Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

В ее структуре выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

- содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

- все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

- более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Раскроем смысл каждого компонента, обозначим его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для дошкольника.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.

Для возрастного уровня старшего дошкольника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего.

Если, по его мнению, просить – значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что "никто никому ничего не должен", и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в детском саде: ребёнок плачет и не может попросить у другого ребёнка игрушку. В этом случае "работает" личностный смысл, который не позволяет просить.

Страницы: 1 2


Анализ деятельности социального педагога
Деятельность социального педагога, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентами деятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности ...

Критерии оптимизации объема и сложности школьного курса химии и дидактические принципы отбора учебного материала
Содержание естественнонаучного образования и, следовательно, любого учебного предмета должно быть представлено четырьмя видами: 1) системой научных знаний; 2)системой умений (специальных, интеллектуальных, общеучебных); 3)опытом творческой деятельности, накопленной человечеством в данной области науки; 4)опытом отношения к окружающей дей ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru