Психологические основы творчества и творческие способности

Структура образования » Преимущество и эффективность творческого подхода в обучении » Психологические основы творчества и творческие способности

Страница 1

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на пути развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет дать на него исчерпывающий ответ.

Итак, что же включает в себя понятие «творческие способности»? Логично начать с самого определения «способностей». Так В.Н. Мясищев дает следующее определение этому понятию: « Способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней».

Если рассмотреть данное определение в контексте творческой деятельности, то возможно вывести следующее определение творческих способностей. Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [9, 6-36]

Перечисляя основные черты творческой личности, В.И. Андреев выделяет 9 основных блоков:

1. Мотивационно - творческая активность и направленность личности (любознательность, творческий интерес; чувство увлеченности, эмоциональный подъем; стремление к творческим достижениям; стремление к лидерству и др.).

2. Интеллектуально – логические способности личности (способность анализировать, сравнивать; способность выбирать главное, отбрасывать второстепенное; способность давать определения; способность к систематике и классификации).

3. Интеллектуально – эвристические способности личности (способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность к фантазии; ассоциативное мышление; независимость суждений; критичность мышления, способность оценочного суждения).

4. Мировоззренческие свойства личности (убежденность личности; система личностных свойств, особо высоко ценимых личностью).

5. Нравственные свойства личности (честность, скромность, принципиальность, смелость, решительность).

Страницы: 1 2 3


Предпосылки работы по орфографии в средней школе
В процессе обучения школьника орфографии необходимо опираться на психологические и методические предпосылки, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы. Психологические предпосылки Большое значение в процессе обучения орфографии, как и во всех других случаях, имеет развитие у детей внимания и памяти, ...

Организация исследования и характеристика испытуемых
Данное исследование проводилось в детском саду №8 города Норильска с 10 сентября по 20 октября 2005 года с целью выявления особенностей словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. В эксперименте участвовало 10 детей с нормальным речевым развитием в возрасте 6 лет ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru