Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий создает реальные предпосылки для формирования глобальной системы дистанционного образования, открытой информационной среды без границ с возможностью свободного, выходящего за пределы государственных границ и национальных контекстов распространения знаний и информации. Активно развивающиеся в этой связи новые технологии обучения, в том числе дистанционного обучения, в совокупности с другими факторами привели к возникновению и широкому распространению новой формы получения образования — дистанционного образования.
Учитывая, что определения и уточнения смысла , смысл, содержания терминов «открытое образование», «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «e-learning » влечет за собой доработку нормативных актов, регулирующих отношения в системе открытого и дистанционного образования, следует уделить особое внимание, раскрытию этих понятий
Анализ ряда источников показал, что в настоящее время превалируют следующие позиции по этому направлению :
- дистанционное образование — это давно известная самостоятельная форма образования, существующая в виде заочного обучения.
Как форма образования она легализована в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» (в ред. ФЗ от 10.11.2009 N 260-ФЗ), но нуждается в регламентации как понятие на уровне подзаконного акта. Более того, сегодня дистанционная форма образования наполнилась новым содержанием и нуждается в соответствующем нормативно-правовом обеспечении.
Для легализации других (помимо заочного) моделей дистанционного образования (к примеру, трансляционной), как разновидности установленных законом форм получения образования, необходимо разработать их полноценное нормативно-методическое обеспечение, включая требования к лицензированию и аттестации;
- дистанционное образование (обучение) — самостоятельная новая форма обучения, а не педагогические и (или) информационные технологии. Для придания этой системе обучения легального статуса необходимо дополнить, внести изменения в закон РФ «Об образовании».
Реализация концепции единой системы дистанционного образования, как новой перспективной формы обучения осуществляется и в БГПУ им. Акмуллы , где в 2010 г. открыт электронный доступ к комплексу соответствующих программных продуктов (электронный класс , личные странички , программы , книги , тесты и т. д. )
Вместе с тем существует и проблемы в этой сфере. Так статьей 10 Закона РФ «Об образовании» «Формы получения образования» определено, что эти образовательные программы с учетом потребностей и возможностей личности осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в очной, очно-заочной (вечерней), заочной; вне его - в форме семейного образования, самообразования и экстерната . Законом допускается и сочетание этих форм[44, с. 178].
Такая конструкция нормы закона ввела в заблуждение ученых, занимающихся проблемами дистанционного образования, сделавших вывод о классификации образования по формам образования, перечисленным выше. Закон же установил принцип, способ получения образования, который реализуется через обучение.
На наш взгляд, в Законе речь идет именно об обучении как способе освоения образовательной программы. Этот дуализм понятия также должен быть устранен уточнением соответствующей статьи Закона «Об образовании»
Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. И хотя концепции системы обучения по традиционной и дистанционной формам получения образования могут сильно и принципиально отличаться (целями и задачами, организацией учебного процесса, содержанием и структуризацией образовательной программы, педагогическими, информационными технологиями и необходимыми для их реализации научно-педагогическими и материально-техническими ресурсами), все-таки существенную роль в них играет психолого-педагогический аспект.
Программа для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы
Пояснительная записка. Настоящая программа рассчитана на обучение учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы по теме “Интернет технологии”.Общая сумма часов – 39 часов. Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся: o базовые знания по информатике; o владение основными приемами работы в операционной систем ...
Портрет гиперактивного ребенка
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [36, 20]. Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребёнка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо все ...