В психиатрической практике количественная оценка интеллектуальной недостаточности является одним из необходимых методов обследования при диагностике умственной отсталости, но одновременно должны учитываться показатели развития речи (словарный запас) и других психических функций — памяти, внимания и т. д., способность к обучению, особенности поведения и др.
Таким образом, определение IQ в диагностике умственной отсталости, играя, несомненно, большую роль, должно использоваться в комплексе с полным клиническим обследованием ребенка и применением дополнительных психологических методов исследования. Это помогает избежать серьезных диагностических ошибок, которые подчас допускаются при массовом применении психометрических тестов в отрыве от других методов обследования.
Этиология и патогенез
Недоразвитие интеллекта может быть следствием влияния многих факторов, нарушающих развитие и созревание мозга. Эти факторы многочисленны — как внешнесредовые, так и эндогенные, наследственно обусловленные. В большинстве случаев они выступают в сложном взаимодействии и единстве. В связи с тем что именно нервная ткань наиболее чувствительна к самым разнообразным тератогенным влияниям, эти факторы могут быть причиной антенатально обусловленной умственной отсталости. Но существуют и патогенные факторы перинатального и раннего постнатального периодов — гипоксия, нейроинфекции, различные соматические заболевания (особенно первых месяцев жизни) и др. Особенно важную роль в развитии умственной отсталости играют наследственные факторы, различные как по механизмам воздействия, так и по характеру проявления наследственной патологии. Наконец, на возникновение психического недоразвития влияет дефицит сенсорной стимуляции в раннем возрасте, т. е. психическая депривация [12].
Разнообразие патогенных факторов и неспецифичность умственной отсталости как признака затрудняют оценку причинно-следственных связей в патогенезе умственной отсталости. Существует гипотеза, в соответствии с которой в этиологии психического недоразвития различают два принципиально различных ряда факторов. Первый ряд факторов относится к умственной отсталости более тяжелой степени. Он представлен совокупностью наследственных и внешнесредовых факторов, каждый из которых резко изменяет фенотип. Часто таким фактором является наследственный — хромосомные аберрации, мутантные гены и т.п. Средовые же воздействия в этом случае относятся к так называемым случайно-средовым явлениям (травмы, нейроинфекции и т.д.). Второй ряд факторов относится к умственной отсталости более легкой степени. Ее связывают с действием «микрофенных» факторов, имеющих наследственный и ненаследственный компоненты и дающих суммарный эффект. Наследственные компоненты рассматриваются как конституциональные особенности, отражающие семейную отягощенность, а внешнесредовые — как сумма отрицательных воздействий среды (биологического и культурально-семейного характера), препятствующих развитию интеллекта ребенка в рамках его генетического потенциала. Выделение мегафенных и микрофенных факторов, естественно, не является абсолютным и скорее отражает лишь общую тенденцию повышения доли мегафенных причин при большей тяжести интеллектуального дефекта.
В связи с приведенной гипотезой представляет интерес сопоставление умственной отсталости легкой и тяжелой степени (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Клинико-биологические и социальные особенности умственной отсталости разной степени
Характеристика |
Степень умственной отсталости | |
Легкая |
Тяжелая | |
IQ |
Выше 50 |
Около 30—20 |
Клиническая оценка степени тяжести |
Дебильность, пограничная умственная отсталость |
Имбецильность, идиотия, тяжелая умственная отсталость |
Обозначение в литературе |
Семейная, недифференцированная, семейно-культуральная, семейная доклиническая |
Биологическая, патологическая, клиническая |
Частота в популяции |
1—3 % (с большими колебаниями показателей в разных источниках) |
Около 0,4 % |
Распределение по полу |
Отсутствие различий или незначительное преобладание мужчин |
Преобладание мужчин |
Сопутствующие состояния |
Нарушения поведения |
Двигательная расторможенность, соматическая и неврологическая патология, эпилептиформный синдром |
Репродуктивность |
Нормальная или повышенная |
Отсутствует или резко снижена |
Семейная психопатология |
Родители и сибсы часто умственно отсталые или с низкой нормой интеллекта; алкоголизм; преступность |
Родители, как правило, интеллектуально полноценны, сибсы могут быть умственно отсталыми |
Этиопатогенез |
Мультифакториальное наследование заболевания; реже болезнь, обусловленная одним геном и хромосомными нарушениями; незначительная роль экзогенных факторов |
Экзогенно обусловленное заболевание, редкие случаи наследования болезни по рецессивному типу и обусловленное хромосомными аномалиями |
Цели и возможности медицинской и педагогической помощи больному и семье |
Обучение и воспитание, трудоустройство |
Медико-генетическое консультирование семьи; социальное устройство больного, патогенетическое лечение некоторых дефектов обмена |
Единицы педагогического общения
При анализе педагогического общения необходимо разграничивать понятия педагогической и собственно коммуникативной единиц общения. При всей их нерасторжимости это разные явления: первое реализуется посредством второго. Педагогическая задача связана с освоением обучающимися определенного учебного материала (например, объяснения, интерпрета ...
Развитие творческих способностей школьников при создании математической
газеты
Создание конкретного печатного продукта можно разбить на несколько этапов, и на каждом из них можно по-своему развивать творчество учащихся. Рассмотрим эти этапы и отметим пути, которыми должен на наш взгляд идти педагог, поставивший своей целью развить творческие способности учащихся. 1. Обсуждение содержания. На этом этапе учащиеся стр ...