Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью

Структура образования » Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах трудовой и спортивной деятельности ученика с нарушениями интеллекта. Несоответствие приводит к тому, что школьник с нарушениями интеллекта не всегда может включиться в трудовую деятельность, а сама деятельность ему в тягость.

В системе специального образования накоплен значительный опыт по формированию двигательной сферы средствами физического воспитания. Однако, содержания, методы и приемы физического воспитания детей с нарушениями интеллекта не нашли должного освещения, в работах исследователей. В то же время в работах отмечено, что:

— особенности моторики почти у всех детей с нарушениями интеллекта связаны с недостатками высших уровней регуляции действий (А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова);

— двигательная недостаточность проявляется в большей мере при выполнении сложных форм движений (H.A. Бернштейн);

— темпы овладения движениями значительно снижены, что приводит к замедленности образования сложных условных связей (H.A. Бернштейн, Е.М. Мастюкова);

— несоответствие уровня физического развития и двигательной подготовленности требованиям социально-трудовой адаптации (С.Л. Мирский, Б.И. Пинский).

В то же время имеющиеся средства физического воспитания нашли реализацию в коррекционном обучении. В качестве таких средств можно выделить:

- использование индивидуального и дифференцированного подхода в процессе овладения двигательными умениями и навыками;

- учет индивидуальных проявлений двигательных возможностей.

Фундаментальными исследованиями в области общей и специальной педагогики, психологии, физиологии, теории физического воспитания доказано, что одним из значимых средств является физическое воспитание (А.А. Дмитриев, 1991; Е.М. Мастюкова, Е.С. Черник, 1997; С.П. Евсеев, 2001). Оно рассматривается и реализуется комплексно в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, трудовым обучением.

Физическая культура и спорт являются важнейшими факторами в укреплении здоровья человека, его физического развития и воспитания, а также в профилактике заболеваний (Л.В. Шапкова, 2001; Н.С. Нарский, 2003). Физическая культура расширяет адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, предъявляемых к человеку.

Ежегодные медицинские осмотры школьников выявляют значительное количество детей, имеющих нарушения физического развития, моторики различных степеней сложности [26]. Помимо этого в процессе диагностики обнаруживаются проявления функциональной незрелости в сенсомоторном развитии школьников, составляющих основу двигательных навыков (бега, метания, прыжков, ходьбы, ползания, лазания). К негативным проявлениям относятся:

- неравномерность статической и динамической организации движений, осложняющая развитие социальных навыков и умений;

- двигательная расторможенность, что снижает эмоциональный фон организации деятельности и осложняет формирование умения подчинять свои действия поставленной задаче;

- недостаточная сформированность мелкой моторики/

В дальнейшем эти нарушения в большинстве случаев проявляются в виде задержки психомоторного, речевого и интеллектуального развития ребенка.

Согласно Конвенции и декларации ООН «О правах умственно отсталых» (1991), которой следует и Беларусь, реализация прав ребенка направлена на обеспечение всем детям, в том числе и детям с отклонениями в развитии и инвалидам, возможности участия в общественной жизни и максимальной реализации ими своих способностей. Поэтому вся организация педагогической помощи детям с особыми потребностями направлена, в первую очередь, на адаптацию ребенка к жизни в обществе и реализацию его права на образование.

Роль, форма, методы и характер физкультурно-оздоровительных программ на основе общеразвивающих упражнений, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с умственной отсталостью продолжают в настоящее время оставаться предметами постоянного обсуждения.


Познавательная ценность практических методов обучения
Усвоение знаний происходит в практической деятельности, поэтому в обучении дошкольников особо важное значение имеют практические методы, предполагающие постановку конкретной задачи перед детьми и упражнение в ее выполнении. Это может быть выполнение задания по готовому образцу (что надо сделать) или по указаниям (как надо сделать). К гру ...

Основные виды самостоятельной работы учащихся
Самостоятельные работы следует классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же самостоятельной работы. 1. Самостоятельные работы различаются по их дидактической цели. Они могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закр ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru