Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех внеклассных занятий в школе.
Большое значение во внеклассной работе имеет выпуск газеты, проведение олимпиад, конференций и выставок, выполнение общественно полезных работ (уборка территории, поддержание порядка на учебно-опытном участке), проведение экскурсий в природу с учащимися младших классов, с дошкольниками. Все эти виды внеклассных занятий тесно связаны между собой и с основной формой – уроком. Они дополняют друг друга, обогащают урок, расширяют и углубляют программу обязательного образовательного минимума по биологии. Таким образом, внеклассные занятия осуществляют прямую и обратную связь с основной формой обучения - уроком, а также со всеми дополнительными - экскурсиями, внеурочными и домашними работами.
Интерес к работе с растениями и животными обычно рождается на уроке, экскурсии, и ученики, особенно интересующиеся биологией, кроме обязательных учебных занятий выполняют дополнительно добровольно взятые на себя более сложные задачи. Поэтому очень важен учет индивидуальных особенностей учащихся для углубления и развития их интересов с соответствующих с направлениях.
Результаты индивидуальной, групповой эпизодической и кружковой работы используются на уроках как их необходимая составная часть и, таким образом, становятся достоянием всех учащихся. На уроках учитель демонстрирует пособия, изготовленные школьниками, проводившими наблюдения и опыты, зачитывает выдержки из дневников наблюдений и т.п. Повышая интерес учащихся к биологии, учитель, использующий такие приемы, привлекает к внеклассной работе новых учащихся. Отдельные, заинтересовавшиеся учащиеся, участники временных натуралистических групп и юннаты организуют под руководством учителя различные массовые мероприятия. Некоторые школьники, принимавшие вначале пассивное участие в массовой работе, в качестве слушателей, впоследствии либо становятся юннатами, либо включаются в индивидуальную или групповую эпизодическую работу, проводимую по заданиям учителя.
В школах, где хорошо поставлена внеклассная работа по биологии, не может существовать какая-нибудь одна ее форма. Проведение массовых мероприятий обязательно связано или с индивидуальной или групповой работой по их подготовке, или с работой кружка юных натуралистов.
Связаны между собой и дополняют друг друга в виде внеклассной работы. Так, в процессе проведения наблюдений или опытов над животными и растениями, самонаблюдений у школьников возникают вопросы, ответ на которые они находят в литературе, а затем после работы с ней (внеклассное чтение) снова обращаются к опытам и наблюдениям для уточнения, зримого подкрепления полученных из книг знаний.
Направления современного обучения
Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих положений. 1. По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения, где к первой группе относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ...
Психологический аспект трудового воспитания
школьников
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формир ...