На основе данных, полученных в ходе исследования, нами был сделан вывод о необходимости целенаправленной логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием. Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается на речевом дыхании и развитии речи в целом.
В нашей работе принимали участие 2 ребенка с заиканием, вошедшие в экспериментальную группу и посещающие логопедические группы ГУО «Специальные ясли – сад № 99 для детей с нарушениями речи г. Гомеля». Возраст детей 6,5 и 4,5 лет. В течение 2-х месяцев с этими дошкольниками проводилась работа по развитию речевого дыхания, которая осуществлялась совместно с учителем-дефектологом и воспитателями логопедических групп, которые посещают дети, в процессе общего речевого развития: дыхательные упражнения проводили в разные режимные моменты – во время утренней гимнастики, на логопедических занятиях, как групповых, так и индивидуальных, по развитию речи (на физкультминутке, при уточнении произношения изолированных звуков), на музыкальных занятиях (во время пения обращали внимание на правильность дыхания), вне занятий (игры и тренировочные упражнения) – в любое свободное время. Особое внимание уделяли тем детям, у кого дыхание в покое неровное, поверхностное.
В процессе организации логопедической работы с детьми с заиканием мы поставили перед собой задачу: путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей трудности речевого дыхания, т. е. попытаться увеличить длительность и силу внеречевого выдоха и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слогов, слов и фраз. Наша работа по развитию речевого дыхания у дошкольников с заиканием носила комплексный характер и включала в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Основанием для такой работы явилось положение о целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и координировании этого взаимодействия с корой головного мозга [44].
Цель дыхательных упражнений – увеличение жизненной емкости легких, обучение детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе. Дыхательные упражнения проводили в хорошо проветренной комнате не ранее, чем через 1,5–2 часа после еды. Следили, чтобы одежда не стесняла ребенка, чтобы вдох он производил без напряжения, плавно, не поднимая плеч, не втягивая живот при выдохе. Длительность упражнений – 3–5 минут. На музыкальных занятиях следили за правильностью вдоха, чтобы дети стояли прямо, не вытягивали шеи во время пения.
В логопедической работе по развитию речевого дыхания с детьми дошкольного возраста мы применяли игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывало у детей положительный эмоциональный настрой, снимало напряжение и способствовало формированию практических умений. Для дыхательной гимнастики использовались различные средства: сказки, песни, игры, стихи [45].
Работа по развитию внеречевого и речевого дыхания проводилась поэтапно. Прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания мы провели работу на укрепление и развитие физиологического дыхания. Детей экспериментальной группы познакомили с внешним выражением процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц. Учили их спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков. Обучая дошкольников внеречевому дыханию, учили их производить быстрый вдох через нос и плавно, равномерно выдыхать воздух через рот с различной силой (сдуть с руки снежинки, ватку, дуть на султанчики (тонкие полоски бумаги), греть ладошки, дуть на подвешенные к нитке легкие бумажные бабочки, птички, на одуванчики). Активно включали в работу упражнения с использованием всех частей тела для развития координаторных отношений между функцией дыхания и движением тела, рук, ног, для чего использовались элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. В связи с тем, что дыхательные упражнения быстро утомляли дошкольников (могли вызывать головокружение), поэтому их чередовали с другими.
Требования к ролевым играм
Назовем основные требования к ролевым играм. 1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. 2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовыв ...
Расширение речевой компетенции на базе различных видов чтения
Вопрос о видах чтения является одним из наиболее разработанных в методике обучения иностранному языку. Вместе с тем, этот вопрос имеет много спорных и не до конца установленных аспектов: в ряде случаев употребляются разные названия для обозначения одного и того же явления, некоторые классификации страдают тем, что строятся на недостаточн ...