Проблема обучения каллиграфии во все времена была актуальна. Поэтому стали разрабатываться различные методики, позволяющие сделать процесс обучения каллиграфии наиболее эффективным. Каждый автор предлагает свой наиболее точный подход к данной проблеме.
Рассмотрим традиционную систему обучения каллиграфии, разработанную Е. Н. Соколовой.
Современное обучение каллиграфическим навыкам письма должно быть на уровне достижений технического прогресса. Сейчас наиболее распространенным орудием письма является шариковая ручка. Поэтому учителю необходимо на начальном этапе обучению каллиграфии отработать у детей навык положения ручки в руке при письме: ручку удерживают три пальца: большой, указательный и средний. Она находится между большим и средним пальцами, а указательный – придерживает ее сверху. Дети не должны крепко зажимать ручку. Указательный палец не должен прогибаться. Пальцы слегка вытянуты. Расстояние от кончика указательного пальца до шарика равно 1,5 – 2 см. Учитель проверяет, насколько свободно дети держат ручку в руке, так как у них может закрепиться неправильная привычка, держать ручку четырьмя пальцами, в кулаке [17, с.14].
При обучении письму учитель знакомит учеников с правилами оформления записей в тетради, подписывания тетрадей.
Основные единые требования к ведению тетрадей сформулированы в Инструктивном письме № 364 – М от 1.09.1980 г. "О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей".
Классная доска должна быть окрашена в темный цвет для контрастности при восприятии. Лучше, если доска укреплена на стене и может подниматься вверх, раскрываться слева и справа. Часть доски должна быть разлинована. На одну часть доски наносятся линии для письма по русскому языку и каллиграфии, на другую часть – для математики. Учитель пишет на доске белым мелом. Для выделения орфограмм, подчеркивания и других обозначений используются цветные мелки. На доске учитель всегда должен писать так, чтобы учащиеся видели образцы правильного написания.
Учитель должен знать, что движение руки ребенка в процессе письма на доске не соответствует движениям руки в процессе письма в тетради, поэтому также необходимо учить детей писать на доске.
Разница заключается в следующем:
1. При письме букв в тетради активно участвуют мелкие мышцы пальцев, кисти, а также для продвижения вдоль строки – поворот кисти и предплечья. Центр движения – локтевой сустав.
2. При письме на доске форма букв выписывается, в основном, движениями кисти и предплечья. Передвижение вдоль строки осуществляется плечом с центром движения в плечевом суставе.
3. При письме на доске, так как она не наклонена по отношению к пишущему, основной элемент в буквах пишется действительно с наклоном вправо. Результат письма в тетради и на доске, как по форме букв, так и по наклону должен быть одинаковым [17, с.34].
Основные традиционные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма:
1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа.
2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
Анализ собственного участия в творческой деятельности на занятиях по
иностранному языку
Узнав так много о творческой деятельности и педагогов и о приемах ее воплощения в жизнь, я постаралась проанализировать собственный небольшой педагогический опыт. Свою педагогическую практику я проходила в школе под контролем чудесного преподавателя английского языка, старающегося сделать каждый свой урок интересным и незабываемым. Я, по ...
Информация о лагере
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием и 3-х разовым питанием в школе №165 г. Зеленогорска. Продолжительность оздоровления 21 день: 1 смена – с 01.06 по 26.06.2009 г. 2 смена – с 06.07. по 31.07.2009 г. Дети находятся в лагере дневного пребывания с. 8.00 до 17.00 часов. Суббота, воскресенье – выходные дни. Ф.И.О. руководите ...