3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.
5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы.
6) Письмо под счет, или в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма в определенном темпе [Приложение ].
Начиная с первого класса, вводятся правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, связанные с процессом письма:
- буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
- необходимо писать буквы на одинаковых расстояниях друг от друга;
- писать надо красиво.
В последующих классах эти навыки совершенствуются, и в итоге автоматически соблюдаются учащимися [17, с.28].
Подробнее рассмотрим анализ формы буквы.
В связи с тем, что при обучении каллиграфии важным является формирование графических навыков письма букв, то необходимо исходить из закономерностей процесса письма, то есть анализ элементов при письме должен быть подчинен закономерностям этого процесса. Ранее было принято, что при анализе элементов букв исходили из особенностей письменного шрифта. Это приводило к делению на такие элементы, которые не представляли собой какой-то законченной части движения при написании буквы или искажали ее безотрывное написание, что вело к привычке писать с отрывом не только отдельные буквы, но и элементы букв. В плавном безотрывном письме буквы пишутся одним нерасчлененным на части движением.
Е.Н. Соколова выделила 2 группы элементов букв:
1. элементы строчных букв:
- прямая черта; - черта с закруглением внизу; - черта, выходящая вниз за строку; - черта с закруглением вверху; - начальный элемент букв л, м, я; - черта с закруглением вверху и внизу; - средний элемент буквы ж; - петли, выходящие вниз за строку; - петля, выходящая вверх за строку; - короткая петля; - другие петельные образования (петли, узелки); - элементы буквы к; - элемент буквы б; - горизонтальная черта; - овалы; - левые полуовалы; - правые полуовалы; -верхний элемент буквый; - точки буквы ё; - начальный элемент букв ч и ъ.
2. элементы заглавных букв:
- прямая черта; - черта с закруглением внизу вправо; - черта с закруглением внизу влево; - черта с закруглением внизу и вверху; - начальный элемент букв Л, М, Я, А; - начальная черта в буквах Н, К, Ю; - горизонтальная черта; -петли на линии строки; - верхняя петля в букве Н; - петля буквыА; - петли ниже линии строки; - овалы; - левые полуовалы; - правые полуовалы; - средний элемент буквы Ж; - верхний элемент букв Б, Г, П, Т, Р.
Такое деление букв на отдельные части и элементы учитель может использовать при анализе форм букв [17, с.9].
В букварный период поэлементный анализ поможет детям увидеть зрительно представленную в образце букву. Однако даже в этот период увлекаться прописыванием отдельных элементов не следует. Для формирования же правильного движения руки в процессе обучения письму нужно исходить из анализа элементов движения.
Методика формирования пространственно-временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста
На седьмом году жизни предусматривается совершенствование знаний о размещении предметов в пространстве, называний помещения детского сада, о наиболее близких объектах на соседних улицах. Дети этого возраста должны понимать и использовать слова: слева, справа, прямо, дальше, вверх, вниз; определять свое положение относительно окружающих п ...
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию. Предела развитию интеллекта нет, и человек постоянно на протяжении всей своей истории, изобретает средства “быть умнее” и передает их новым поколениям. Таковы новые информац ...