Подход к поэлементарному анализу формы букв:
1) Надо выделить основной элемент движения в письме любой буквы (основным движение руки является движение к себе – вниз). Этим движением и пишется основной элемент – прямая черта.
2) Для написания следующего элемента требуется провести ручку от себя (вверх) с некоторым наклоном вправо. Это соединительный элемент. Его функция – соединить два основных элемента или две буквы.
Совершать эти движения во время письма для руки наиболее удобно. При письме эти два элемента (основной и соединительный) осуществляются без отрыва руки. Такое деление на основное и соединительное элементы, соответствующее самому процессу письма, дает возможность выделить эти элементы во всех буквах письменного шрифта [17, с.27].
С самого начала обучения учитель должен приучать детей выделять основной элемент – движение на себя, прямую наклонную черту. Надо научить школьников видеть это движение не только в тех буквах, где прямая черта дана как элемент буквы (п, н, т), но и во всякой букве – как часть движения (ш, а, в, р). Такое нахождение общего в письме разных букв способствует более сознательному обучению письму.
В послебукварный период, повторно прописывая букву, учитель дает для письма упражнения, которые помогают учащимся увидеть основной элемент в буквах [Приложение]. Когда ученик прописывает параллельные прямые черточки и затем букву, он должен сравнить рисунок буквы с этими чертами, увидеть где, в какой части буквы эти черты помогают улучшить ее форму, написать букву ровными штрихами.
Описанный способ анализа элементов движения в письме букв является очень важным. Он должен применяться на всех этапах обучения – начиная с первого класса и в период исправления, шлифовки формы букв в письме учащихся. Однако такой анализ не исчерпывает специфики форм всех букв письменного шрифта. Анализ элементов букв может быть более детальным и конкретным. Можно, например, говорить о таких элементах, как черта закругления, длинная черта с петлей, овал, полуовал. Эти элементы образуют специфическую форму букв.
Рассмотрим анализ элементов движения и анализ элементов шрифта. В процессе обучения письму нужен и тот и другой вид анализа. Они играют разную роль в методике обучения.
Анализ процесса письма помогает понять, как осуществляется движение при письме определенной буквы, найти общее в изображении разных букв. Это помогает увидеть и общность формы, наклона элементов букв.
Анализ элементов шрифта помогает объяснению учителя и нахождению общих частей в разных буквах, ссылки на определенный элемент буквы (петля, черта с закруглением) помогают быстрой ориентировки, общению учителей и учеников [17, с.45].
Так как каллиграфия – это искусство красивого письма, то важным является и почерк учащихся. Основными показателями хорошего почерка, кроме его четкости, являются плавность, ритмичность, легкость и скорость письма. Ритм движения, процесса письма запечатлевается в самом результате письма. Когда все элементы букв равноудалены, имеют одну высоту, одинаково наклонены, то такое письмо производит впечатление ритмического узора. Ритм пишущего напрямую зависит от скорости письма. Возможность увеличения скорости письма зависит от способности совершать легкие, свободные движения, что можно характеризовать как плавность письма. Чтобы развивать большую свободу и гибкость движения пальцев и кисти при письме, обычно проводятся упражнения в виде росчерков, петель, соединений и прочее. Их можно проводить как письмо в воздухе по написанному на доске, плакате, требуя от детей "писать" то пальцами, то кистью, в зависимости от предлагаемого рисунка, его размера, по мере развития руки, воспроизводить письменно [Приложение].
Игра
как средство воспитания, форма организации жизни и деятельности детей. Классификация игры
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в опред ...
Задачи
и средства физического воспитания детей
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры к спорта. Гармоническое развитие дошкольника предусматривает разностороннее физическое ...