Семья – как социальный институт и явление общественной жизни

Структура образования » Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста » Семья – как социальный институт и явление общественной жизни

Страница 1

Семья играет огромную роль в становлении и развитии личности, оказывает существенное влияние на процессы, происходящие в обществе, необходима для нормального функционирования государства, поэтому проблемы семьи и семейных отношений изучают специалисты различных областей научного знания. Социология семьи, семейное право, демография изучают особенности становления, функционирования и распада семей в соответствии со своими задачами и спецификой каждой из этих научных дисциплин. Медицина, социология здоровья, экономика семьи и домохозяйства, социология бюджетов времени исследуют различные стороны условий жизни семей. Исторические аспекты семейного быта, семейных ритуалов, обрядов и обычаев, их этнические особенности изучают этнография и антропология. Генеалогия рассматривает проблемы возникновения и развития родов лиц различного социального происхождения. Психология и социальная психология исследуют закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Социальная педагогика рассматривает семью как объект педагогического воздействия, целью которого является всесторонняя поддержка и помощь.

Педагогика, в частности дошкольная педагогика, обобщая достижения социальных наук, создает модель социально одобряемой семьи и стремится к воплощению этого идеала в жизнь. Изучение педагогами теоретических основ необходимо для адекватного ознакомления дошкольников с таким сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья. Важнейшим компонентом педагогической деятельности является взаимодействие с семьями воспитанников, посредством которого возможно воздействие на ценностные ориентации и установки членов семьи в сторону нравственных идеалов семейности.

Теория и методика ознакомления дошкольников с семьей должна строиться с позиций фамилизма. Это направление заключается в том, что семье и семейному образу жизни придается огромное значение. Предполагается также, что благополучие отдельной личности и общества в целом невозможны без упрочения социального института семьи.

С точки зрения фамилизма кризисные тенденции, характерные для современного состояния семьи и семейных отношений, не являются следствием необратимых последствий процессов развития человеческого общества.

Рассмотрим определения семьи, принятые в социологии и трактующие это понятие с позиций фамилизма. Наиболее полным, ставшим традиционным, часто встречающимся в литературе, посвященной проблемам семьи, является определение, данное известным отечественным социологом А. Г. Харчевым. Он считал, что семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Социолог Д. И. Антонов дополняет и уточняет это определение, акцентируя внимание на отношениях супружества-родительства-родства. Он пишет, что «семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

Таким образом, суммируя определения, принятые в социологии, мы можем охарактеризовать семью как общественное явление следующим образом: семья — это общность людей, объединенная системой взаимоотношений супружества, родительства, родства, совместной хозяйственно-бытовой деятельностью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, осуществляющая физическое и духовное воспроизводство населения, которое предполагает преемственность семейных поколений и социализацию детей.

А.И. Антонов считает, что семью создает отношения родители- дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Необходимо отметить, что в силу возрастных психологических особенностей для дошкольника отношения родители — дети являются основными, более того, немыслима семья без детей, семья, в которой нет хотя бы одного ребенка. Поэтому очень важно, чтобы при ознакомлении дошкольников с семьей как с явлением общественной жизни, отношения родители — дети являлись центральными и системообразующими.

Основными категориями в понятии «семья» выступают межличностные отношения. Прежде всего, связывают семью, соединяют супругов, родителей и детей отношения взаимной моральной ответственности и взаимопомощи.

Аналогично оценивал семейные отношения православный философ И.А. Ильин. Он считал, что семьи распадаются не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и се духовное единение, он лишает ее чувства взаимной духовной сопринадлежности, которое и превращает ее в «прочное и достойное единство». И. А. Ильин писал, что половая потребность, инстинктивное влечение создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом-жительство рождающих и рожденных (родителей и детей).

Страницы: 1 2 3


Познавательная ценность практических методов обучения
Усвоение знаний происходит в практической деятельности, поэтому в обучении дошкольников особо важное значение имеют практические методы, предполагающие постановку конкретной задачи перед детьми и упражнение в ее выполнении. Это может быть выполнение задания по готовому образцу (что надо сделать) или по указаниям (как надо сделать). К гру ...

Характеристика детей дошкольного возраста с заиканием
Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. По мнению большинства учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях з ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru