Для нормального функционирования семьи необходимы жилище (квартира, дом), собственность, наличие экономической основы семьи — общесемейной деятельности, включающей профессиональную занятость родителей и взрослых детей, работу по дому всех членов семьи. Общесемейная деятельность не должна ограничиваться узкими рамками быта и потребительства, необходимы также духовные интересы, потребности и возможности для их удовлетворения.
Семью как явление общественной жизни можно охарактеризовать с точки зрения ее состава, функций, структуры, межличностных взаимоотношений, условий существования.
Рассмотрим некоторые подходы к определению семьи, исходя из характеристики ее состава. Существуют различные взгляды на то, каким должен быть состав малой социальной группы, чтобы его можно было бы охарактеризовать как семью.
ш |
Фамилистический подход подразумевает наличие триединства супружества-родительства-родства; если его нет, то возникает семейная группа, которая семьей не является. Отсутствие одного или двух видов отношений, по мнению А. И. Антонова, характеризует фрагментарность семейных групп, осколочные формы семьи. К сожалению, такие формы семейных групп обнаруживаются у подавляющего большинства семей нашей страны. Я разделяю точку зрения А. И. Антонова, который считает, что правильнее брать за основу тип семьи с триединством названных отношений в качестве основного типа семьи. При разработке отвлеченной идеальной модели семьи, на примере которой осуществляется формирование представлений детей о семье как явлении общественной жизни, следует использовать именно этот тип семьи, отличающийся полнотой семейных отношений. Необходимо также учитывать, что родство предполагает наличие отношений как между поколениями (бабушки дедушки, родители, дети), так и внутри поколения (братья, сестры).
Семейный образ жизни, в частности, выражается в так называемой детности, которая также является чрезвычайно важным показателем, характеризующим состав семьи. В социологии и демографии как правило, принято разделение семей по детности на три типа: малодетные (один или два ребенка), среднедетные (трое или четверо детей) и многодетные (пять или более детей). С точки зрения экономики и демографии, чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо в среднем 2,5 ребенка на семью. В современном обществе гораздо большее значение имеет социально-психологическая сторона межличностных отношений внутри социальной группы. В социальной психологии под термином «малая группа» понимается относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Групповые отношения определяются наличием хотя бы трех членов группы. Так, например, для возникновения первичных групповых отношений среди детей двоих детей недостаточно, так как первично- групповые отношения образуются, начиная с трех членов группы,
При сокращении числа детей сужается и обедняется структура социальных ролей в семье. Полным набором социальных ролей в семье считается следующий: отец, мать, муж, жена, сыновья, дочери, сын, дочь, братья, сестры, брат, сестра. Ему соответствуют только многодетные семьи с не менее чем двумя сыновьями и двумя дочерьми, все остальные семьи будут являться неполными по комплектности, набору социальных ролей.
Соответственно возникает вопрос о том, какой смысл имеет понятие «полная семья». Если мы в качестве основного отношения в семье выделяем отношение «родители — дети», то полной семьей будет считаться семья, имеющая не менее трех детей. С понятием полноты семьи традиционно связывают понятие семейного благополучия, что, на наш взгляд, не совсем верно.
В последние годы в зарубежной и отечественной социологии суть семьи явно сводится к любому из трех отношений: супружества, родительства, родства. Это, с одной стороны, связано с кризисным состоянием социального института семьи, с другой стороны, во многом обусловлено и педагогическими проблемами и задачами. В работе с детьми помимо ознакомления с отвлеченной моделью семьи, социально значимой для общества, необходимы беседы и о конкретных семьях ребят, которые отнюдь не всегда соответствуют идеальным моделям. У ребенка 5—7 лет, как правило, уже имеются стихийно сформированные в повседневной жизни представления о том, что семьи могут быть разными по составу, например, большая семья, включающая бабушку и дедушку, маму и папу, детей — сестру и двух братьев, или маленькие семьи, состоящие из матери и дочери, мужа и жены, дедушки и внука.
Наряду с фамилистическим направлением существуют феминистские и модернизационные концепции. Для них характерно сведение проблем семьи к проблемам пола или понимание семьи как составной части домохозяйства, сужение проблем семьи до проблемы супружества а также конструирование «нового облика семьи», моделей семьи, основанных на плюрализме форм брака, родительства и семьи, во многом констатирующих современное кризисное состояние института семьи.
Анализ системы занятий по развитию образной речи детей
старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественно ...
Значение устной речи для
людей с нарушением слуха
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Красной нитью проходит через всю сурдопедагогику стремление сформировать даже у полностью лишённых слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном виде, но и в виде устного слова. Это объясняется т ...