Очень важным компонентом педагогического творчества является способность преподавателя адаптировать особенности своей личности к определенной образовательной системе, а также вырабатывать навык общения и способность работать с учеником в творческом сотрудничестве.
Если проанализировать педагогический процесс в целом, то он распадается на две больших составных части – подготовка к творчеству и творчество в непосредственном общении с учащимися.
Творчество в процессе педагогического общения необходимо:
во-первых, по мнению Бодалева А.А., в ходе познания учителем учащихся в системе взаимодействия с ними [17]; во-вторых, с точки зрения Назаретовой А.В., при организации непосредственного воздействия на ребенка, регуляции его поведения, реализации различных форм взаимодействия и т.д.[18]; в-третьих, в соответствие с положением, изложенным в учебном пособии Столяренко Л.Д., творчество в общении необходимо при управлении собственным поведением (саморегуляция в общении) [19,393].
Овладение сложным искусством педагогического творчества это непростой, витиеватый путь, состоящий из проб и ошибок. Настоящий педагог – это человек со специальными знаниями и подготовкой, которые отражают обобщенный социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Педагогу, как человеку творческому, необходимо глубоко анализировать возникающие ситуации, осознавать сущность проблем путем творческого воображения и мысленного эксперимента. Прямое человеческое общение – это еще один путь решения постоянно возникающих противоречий, конфликтов и проблем. Вот почему педагогическое общение – это тоже творчество.
В чем оно конкретно проявляется? Прежде всего, в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д. Строить уроки на основе размышления - давать не просто информацию о факте, а об отношении к нему. [20,73]
Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, ведь часто неумение ориентироваться во внешних проявлениях психических состояний учеников мешает правильно организовать плодотворный процесс общения, обучения и воспитания. В данном контексте необходимо сказать о так называемой эмпатии – способности воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Третий уровень развития эмоционального отражения (эмпатии) – «умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия» – является тем результатом, к которому должен стремиться педагог в своем творческом личностном развитии.[19,403]
Творчество в общении проявляется и в искусстве воздействия на партнера по общению, в умении взаимодействовать с ним, находить точные психологические ходы в общении с детьми через общение и только через него организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, учителю необходимо строить систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, собственную педагогическую индивидуальность, общий психологический контекст, наконец.
Важным аспектом творчества в общении является создание благоприятной атмосферы общения, которая бы вызывала у участников общения желание осуществлять коммуникацию. Причем в данном контексте мы имеем в виду коммуникацию с точки зрения психологов – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Итак, как стало ясно из вышесказанного, общение – это очень, если не сказать самая, важная составляющая часть успешного творческого взаимодействия учащихся и педагога. Именно от успешного общения и зависит результат данного взаимодействия.
Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в
младшем школьном возрасте
Исследовательскую деятельность учащихся следует понимать как совокупность действий поискового характера, ведущую к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности, порождаемых в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящихся на базе исследовательского поведения. В роли этог ...
Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской
деятельности студентов в вузе
Научно-исследовательской работой в вузе занимается только треть студентов. Научные исследования носят необязательный характер, которое реализуется в свободное от основной работы время. Это отношение формируется несколькими обстоятельствами. Участие студентов в проведении научных исследований для предприятий и организаций, во всероссийски ...