Эксперимент проводился в трех классах разных школ, которые работают по разным образовательным моделям. В частности:
1а класс, школа № 11, учитель Головинская Ирина Александровна, система Виноградовой.
1б класс, Школа № 97, учитель Волченко Тамара Викторовна, система Эльконина-Давыдова.
1 класс, РСОШ, учитель Сорокина Ирина Анатольевна, традиционная система обучения.
Для проведения эксперимента, который будет характеризовать результативность обучения письму в разных образовательных системах, мы воспользовались методом тестирования.
В системе обучения письму в начальной школе давно разработан набор «инструментов» для отслеживания динамики роста и падений учащихся. К такому «инструментарию» можно отнести, прежде всего, разные виды проверочных работ и их цели.
Остановимся на одном из них – тестовой диагностической работе (ТДР). В определении А.Б.Воронцова, тестовые диагностические работы направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися. Такие работы проводятся дважды: на входе на этап решения частных задач и на выходе – перед созданием «ситуации успеха», открывающей следующий этап. Такой урок задает для каждого ученика свой «вектор» работы с данным понятием или способом.
Как правило, указанные работы проверяются учителем совместно с детьми (на входе) и учителем – на выходе.
Система таких ТДР от темы к теме, от класса к классу позволяет и учителю, и администрации школы видеть у каждого ребенка его проблемы в освоении знаний, его «точечные» затруднения для экстренной коррекции его действий, позволяет выявить, случайна ли ошибка, или у ребенка есть устойчивый пробел в данном действии. Как правило, такие работы проводятся после освоения учащимися определенных способов действий. Особенность этих работ в том, что учащемуся (либо учителю) искусственно приходится вычленять определенные этапы (операции) в своих действиях для «точечной» диагностики затруднений.
При использовании ТДР сразу видно, где у ребенка возникает трудность. Если, например, ребенок при сложении или вычитании допускает ошибки в записи разряда под разрядом, а остальные операции он совершает правильно, то нет смысла давать ему задания, которые охватывали бы весь операционный состав арифметического действия. Надо разбираться с первой операцией, вскрывать причину ошибки. У других детей возникают трудности в других операциях. Таким образом, реально в классе осуществляется индивидуальный подход – дети совместно с учителем, сгруппировавшись по типам ошибок, решают каждый свою задачу. После освоения этого способа через серию частных задач учитель дает повторную работу, где уже смотрится уровень освоения способа в целом. [2]
Преимущества перед традиционными методами контроля знаний:
1. Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения, строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут поставить разные отметки. При тестировании это исключается.
2. Оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.
3. Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.
Но затруднительно проверяет углубленное понимание предмета, овладение стилем мышления.
Тестирование – завершающий этап во всей системе комплексного контроля.
Разновидности педагогических тестов:
1. Закрытые тесты (на вопросы дают готовые ответы: 4-5, один из них правильный) Выборочные.
2. Альтернативные (противоположные, надо подобрать ответ, как правило, 2, 3).
3. Тест-слияние (установить соответствие элементов одного множества элементам другого множества, один столбец от 2 до 5, второй в 2 раза больше)
4. Ранжирование (установление правильной последовательности действий: дается инструктаж для выполнения: установить правильную последовательность).
5. Тесты-дополнения (продолжить формулировку: « определение – это…»).
Количество тестов разных видов в книге Аванесова В.С. «Формы тестовых заданий».
Тесты различаются по показателям степени выявления итогов обученности:
1. Уровень различения – низшая ступень обученности (учащийся отличает данный объект, процесс, явление от аналога). Выражается это в том, что при предъявлении ему, например, правил орфографии, обучаемый может только отличать их друг от друга, но написать и объяснить их не может. Тесты первого уровня – закрытые (выборочные) или альтернативные.
Методы
обучения детей дошкольного возраста
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует м ...
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Уровень развит ...