· выдержать тематическое единство и логическую взаимосвязь всего содержания урока;
· осуществить подбор заданий по принципу логической стройности, последовательной сложности, возможности дифференцирования;
· способствовать достаточной сменяемости устных и письменных форм работы;
· обеспечить преемственность начального и дошкольного образования;
Реализовать эти задачи позволило создание и апробирование «тетради» на печатной основе по обучению грамоте «Весёлые странички».
Актуальность введения тетради состояла в следующем:
· наблюдалось устойчивое повышение мотивационной готовности у учащихся при изучении раздела «Фонетика»;
· легко и просто протекала реализация принципов личностно – ориентированного образования;
· возник огромный потенциал сотрудничества «учитель-ученик», «ученик – ученик», что способствовало развитию коммуникативных навыков учащихся;
· постепенно формировалось умение само и взаимоконтроля; дети видели результат своего труда;
· независимость использования тетради от выбранной программы и учебно-методического комплекса.
Принцип работы с тетрадью на уроке заключался в следующем:
· каждая новая страничка «тетради» выдавалась непосредственно перед уроком, что позволяло «заставить» детей ожидать её и вызвать интерес учащихся к предмету работы ещё до начала урока;
· формулировка заданий на страничках отсутствовала; руководство к действию давал учитель;
· дети работали ручками, карандашами, фломастерами;
· с первых уроков вводились определённые орфографические понятия, основываясь на принципе фонематического подхода;
· отслеживание правильности выполнения заданий и выявление уровня усвоения материала производилось ежедневно параллельно с объяснением, что позволяло скорректировать страничку к следующему уроку;
· каждое задание странички предполагало организацию различных форм деятельности на уроке; т. е. учитель мог прямо на уроке, ориентируясь на сложившуюся ситуацию, заменить запланированную работу в группах по указанному заданию, на работу фронтальную, индивидуальную или работу в парах, которая в данный момент урока была бы наиболее эффективна;
· обязательное соблюдение логической стройности и содержательной взаимосвязанности заданий;
· обязательное присутствие оценочной деятельности учителя в ходе всего урока (стимулирование мотивационной сферы).
Предлагаю к рассмотрению две странички из тетради по теме: «Согласные звуки [в] и [в `]. Буквы: В, в». Урок ознакомления с новым материалом – страничка № 1, урок закрепления – страничка № 2 (см. ниже).
Краткий комментарий к работе по странице № 1
(Аналогично ведётся работа по страничке № 2).
Задание № 1. Разминка (подготовительная работа).
Выполнению задания предшествует работа с «Лентой букв».
В каждой строке зачеркнуть лишнюю букву или слог. Сделать вывод. Самостоятельная работа, взаимопроверка - результат в оценочный лист.
Задание № 2. (объяснение нового материала).
Предлагается загадка. Отгадка (волки) печатается детьми в клеточках. Определяется количество гласных, слогов, необходимость постановки ударения (?). Выполнятся слого-звуковая схема слова. Выделяется первый звук в слове, даётся ему характеристика, обозначение буквой.
Разгадывается ребус. Сопоставляются слова: волки – вилки. Далее - аналогично.
Сделать вывод по составленной схеме. Фронтальная работа с комментированием.
Задание № 3 – дифференцированное (закрепление).
Прочитать текст, проанализировать с литературной точки зрения.
Обозначить в каждом слове гласные, слоги, ударение (фронтально с комментированием). Подчеркнуть слоги с новой согласной, сопоставить их, раскрасить схему, сделать вывод. Самостоятельная работа, для детей, испытывающих трудность в выполнении, учитель даёт подсказку. Взаимопроверка, результат – в оценочную карточку.
Задание № 4– дифференцированное (закрепление).
Найти пары слов, сопоставить, сделать вывод. Подчеркнуть слова с новой согласной, сопоставить слоги, вычеркнуть лишний, сделать вывод. Самостоятельная работа в малых группах; для детей, испытывающих трудность в выполнении, учитель даёт подсказку. Взаимопроверка, результат – в оценочную карточку. Подведение общего итога.
Задание № 5 – дифференцированное (закрепление).
Повышенный уровень – прочитать текст про себя, вычеркнуть все гласные, обвести контур волка по лекалу, раскрасить. Самостоятельная работа.
Остальные учащиеся работают в группе с учителем: чтение текста с предварительной подготовкой (объяснение значения некоторых слов, деления трудных слов на единицы чтения).
В теории и практике преподавания правописания на современном этапе существует множество взглядов на природу, сущность и условия формирования правильного письма.
Методы профилактической диагностика детей с ММД
гиперактивность мозговой дисфункция обучение Обучение, не учитывающее индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, порождает обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации В целях своевременного выявления детей с ММД и оказания им соответствующей помощи необходима профилактическая диагностика при поступл ...
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом [41]. В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети с различными ноз ...