Представим результаты третьего этапа практической работы в диаграмме (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Результативность обучения письму в 1 классе РСОШ (традиционная система).
Как видно, и в третьем классе в целом видно, что уровень овладения письмом у детей первого класса достаточно высок. Отрицательным моментом является тот факт, что по результатам исследования налицо факт отсутствия системности в обучению письму. Так, один и тот же ученик может не делать ошибок на орфографическую грамотность, однако в то же время может не владеть графическими приемами.
На рис. 2.4 представим сопоставительную диаграмму полученных результатов по трем классам, в которой будет видно, насколько отличаются результаты в каждом из классов.
Рис. 2.3 Результативность обучения письму
Как видно из результатов исследования, наиболее продуктивным и системным УМК по обучению письму в начальной школе является УМК по системе Н.Ф. Виноградовой.
Формирование прочных орфографических навыков у школьников – одна из основополагающих задач при обучении русскому языку, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Этот процесс будет являться качественным при соблюдении условия осознанности в усвоении учебного материала, которая, в свою очередь, должна прочно основываться на определённых знаниях теории.
Парадокс не состыковки между знаниями правила учеником и применения его на практике знаком каждому педагогу, который пытается всеми возможными способами научить детей опознавать и выделять орфограммы, соотнося их с правилом. Такое умение формируется путём развития орфографической зоркости у учащихся. Данное умение и является основополагающим в обучении грамотному письму. По определению М.Р. Львова, «Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие)» (1, с. 39). Следовательно, для развития у учащихся орфографической зоркости, нужно создать такие условия, которые бы были способны обеспечить возможность научить детей находить большинство орфограмм, осознавать связь между отдельными правилами, усвоить способы самоконтроля ещё до того, как будет усвоена система лексических и грамматических значений слова.
Реализация данной возможности осуществима при фонематическом подходе в обучении русской орфографии, так как данный подход обеспечивает усвоение учащимися опознавательных признаков орфограмм на основе сопоставления звуков в слабой и сильной позиции.
«Усвоение фонематического принципа письма (на первоначальном этапе) и опирающегося на него способа орфографического действия предполагает выделение, анализ и обобщение ряда важных отношений в языке: между значением языковой единицы и её звуковой формой; между звуковой формой и фонемной структурой той же единицы; между фонемной структурой и буквенной формой» (2, с. 92).
Наиболее благоприятный период для начала этой работы, безусловно, период обучения грамоте (1 класс). Но именно здесь возникает ряд проблем, от решения которых зависит успешность всей работы. В чём же состоят эти проблемы?
1. «Фонетика» – один из наиболее трудных разделов русского языка, а стало быть, малоинтересный для детей.
2. Протяжённость его изучения в 1 классе – 7 месяцев (период обучения грамоте). Устная работа занимает 80 % от объёма урока.
3. Начало работы по ознакомлению с «Фонетикой» совпадает с адаптационным периодом первоклассников.
4. Уровень подготовки учащихся в одном и том же классе различный. Это значит и разный уровень восприятия учебного материала.
5. Осознание значимости данной темы детьми (мотивационная осознанность) – низкая или отсутствует совсем.
6. В учебниках («Букварь», «Азбука») отсутствуют дифференцированные задания. Принцип отбора содержания к уроку хаотичен.
7. Отсутствует системность отработки определённых навыков: выделение гласных, обозначение ударения, деления слов на слоги.
Проанализировав вышеуказанные проблемы, я поняла, что мне необходимо решить следующие задачи:
· определить «опорные рычаги» стимулирования внешней и внутренней мотивации учащихся на уроке;
· обеспечить игровую и познавательную направленность всех занятий;
· - перестроить систему работы на уроке с учётом принципов личностно – ориентированного обучения;
· добиться от учащихся наибольшего восприятия и репродукции учебного материала; способствовать творческому развитию детей;
Педагогический стиль родителей
У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах. Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно ил ...
Влияние игры на развитие ребенка
Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему общественное состязание повергает в неистовство толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в данной интенсивности, в данной способности приводить в исступление кроется сущность игры, её исконное качество ...