Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами. социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том. что с каждым годом увеличивается количество не только неполных. но и неблагополучных семей.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Методика ознакомления дошкольников с семьей предназначена для реализации в государственных или муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, которые посещают дети, живущие в семьях, а не в детских домах.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений , всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.
В ряде исследований С.И.Голод, М.С.Мацковский, А.Г.Харчев, Э.К.Васильева, предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
Родительская семья становиться источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, прием следования образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатления образов родителей, прародителей, братьев, сестер, усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимым взрослым, подражания их действиям, словам, чувствам, отождествления себя с близкими людьми.
Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качеств» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, характера детско-родительских отношений, психологического климата и т.д.) и ее возможностей в решении задач воспитания ребенка, как будущего семьянина. Очевидно, что в современных условиях нарушен традиционный естественный механизм подготовки детей к семейной жизни, силами самой семьи. Она нуждается в помощи специалистов, в том числе и педагогов, психологов ДОУ, которые накопили соответствующий опыт, опираясь при решении задачи воспитания будущего семьянина на комплексные программы «Детство», «Из детства в отрочество», «Я человек» автор С.А.Козлова и др.
Однако, сегодня семья и детский сад во многом действуют автономно не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает воспитательные возможности этих социальных институтов.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определения сущности и функции семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования представлений о семье у детей 5-6 лет.
Предмет исследования – педагогические условия формирования представления о семье у детей старшей группы дошкольного учреждения
Гипотеза исследования: формирование представлений о семье у детей 5-6 лет будет осуществляться более успешно, если:
- будут определены критерии и уровни сформированности представлений детей старшей группы о семье и родственных отношениях;
- в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, осуществляя нравственное воспитание детей, будет решаться задача воспитания любви к своей семье;
- педагоги дошкольного образовательного учреждения будут владеть методикой ознакомления детей старшей группы с семьей;
- некоторые задачи познавательного характера по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье будут решаться в процессе взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников;
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2. Установить критерии и уровни сформированности представлений о семье и родственных отношениях у детей 5-6 лет.
3. Разработать и экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие формированию представлений о семье у детей старшей возрастной группы детского сада.
Эксперимент проводился на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 476, центр развития ребенка города Челябинска, комбинированного вида, первой категории.
В экспериментальной работе приняло участие 25 детей старшей возрастной группы.
Исследование проходило в 3 этапа:
I этап (сентябрь-октябрь 2010г.) – был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Разрабатываемые исходные позиции исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика опытно-поисковой работы.
II этап (ноябрь 2010- март 2011гг.) – опытно-поисковый – разрабатывалась и апробировалась система форм и методов работы педагога с детьми и родителями, осуществлялась проверка работы гипотезы. Проводилась обработка полученных результатов.
III этап (апрель-май 2011г.) –заключительно- обобщающий. Он включал в себя обработку и систематизацию материала, обобщение и литературное оформление исследование.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, обработка экспериментальных данных методами математической статистики.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций (перспективных планов) для педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию у детей представлений о семье.
Сущность системы образования
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить: 1.Учебно-воспитательные учреждения, как разновидности социальных организаций; 2. Социальные общности образования - педагоги и учащиеся; 3. Учебный процесс - как вид социо-культурной деятельности. Система образова ...
Методические основы урока
Общие требования к современному уроку вытекают из задач, которые общество ставит перед школой: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями, создающими основу воспитания, формирование национального самосознания; формировать у них прочные умения и навыки, способствующие их активному участию в общественном труде; воспиты ...