Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи урока:
обучающая – раскрыть вопрос о роли нравственности в браке, познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, проанализировать факторы, влияющие на стабильность брака, изучить некоторые методы конструктивного решения семейных конфликтов;
развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков, умения работать и анализировать текст законов, получение социального опыта;
воспитательная – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, развитие интереса к изучению дисциплин социально-гуманитарного цикла.
План:
1. Вводная часть (эмоциональный настрой).
2. Потребность человека в семье (беседа, дискуссия).
3. Правовые основы семьи (работа с текстом учебника, лабораторная работа с Семейным кодексом).
4. Гармоничная семья. Функции семьи (беседа, элементы проектной методики).
5. «Тили-тили тесто, жених да невеста…» (деловая игра, элементы проектной методики).
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов.
Оборудование урока: копии отдельных статей семейного кодекса, лист ватмана и маркеры, карточки с заданиями, возможно музыкальное оформление.
Подготовительный этап:
1. Всему классу было дано опережающее домашнее задание – изучить текст § 35 (учебник под редакцией Боголюбова).
2. Была создана инициативная группа, которая за две недели до урока должна была сделать:
а) обойти магазины и узнать средние цены на товары, указанные в списке;
б) провести социологический опрос среди родителей, учителей и других взрослых людей с целью получения ответа на вопрос: «Какие факторы положительно и отрицательно влияют на стабильность брака»;
в) придумать (с помощью взрослых) несколько спорных ситуаций, возникающих в семье. За три дня до урока инициативная группа должна отчитаться.
3. Разделить класс на группы. Я всегда это делаю сама, положив листы с фамилиями на стол каждой группе.
Ход урока
1. Вводная часть.
Слово учителя: «Прежде чем начать урок, мне хотелось бы прочитать вам отрывок из книги В.А. Сухомлинского «Мудрость родительской любви». Возможно, через несколько лет вы вспомните наш урок, и полученная на нем информация вам поможет».
«Мать привела в школу дочь. Она почти не изменилась с того времени, как 10 лет назад вышла к столу, взяла экзаменационный билет и без подготовки выдержала экзамен – блестяще ответила на все вопросы… Она была гордостью школы. Прошли годы. Сейчас она уже мать, привела записывать в дошкольную группу дочку. Словно угадывая мое желание узнать что-нибудь о ее жизни, молодая мать рассказывает:
– Поступила в институт, окончила два курса. Училась очень хорошо. Но суждено было иное. Вышла замуж. У мужа работа была связана с переездами, институт пришлось оставить. С мужем прожила полгода. Разошлись. Когда скажешь кому-нибудь об этом – сочувственно молчат или пытаются утешить какими-нибудь случайными словами. Не нужно ни сочувствия, ни утешения. Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.
Женщина вздохнула и замолчала. Я чувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые не один год волнуют и меня, и спросил:
– Какая же у вас обида?
– Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. Да, человеческая любовь требует большого умения. Мы просто не представляем себе, что это такое – любовь мужа и жены, и никто нам даже не пытался сказать об этом. Не умеем мы уважать друг друга. Не умеем чувствовать рядом с собой человека. Не умеем уступать друг другу. Не умеем подчинять чувства разуму, не умеем дорожить жизнью.
Ведь действительно, мы не учим в школе самому главному – не учим жить. Учим всему, знают наши дети множество нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и что такое гравитация., но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит – быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей.
На протяжении последних 10 лет я изучил причины разводов 200 молодых семей. 189 разводов произошли именно из-за неумения молодоженов понять друг друга. Вступая в брак, юноша и девушка понятия не имеют о той сложной, тонкой культуре взаимоотношений, которой требует жизнь в браке. Им никто не говорил, и они не знают, что жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в считанные часы свиданий, а всю жизнь, – это большой, ни с чем не сравнимый труд.
Роль внеклассного чтения в системе образования младших школьников
Современное внеклассное чтение — это обязательный раздел программы русского языка, которым учащиеся постепенно овладевают, начиная с I класса, параллельно с обучением грамоте, собственно чтением текста и развитием речи. Задачи, которые при этом решаются, разносторонни и многоплановы: и вооружение учащихся суммой определенных знаний, умен ...
Конспект мероприятия: умеем ли мы общаться
Ведущая. Мы уже говорили с вами о типах характеров. Сегодня мы поговорим об общении. Наш жизненный опыт еще мал, и порой мы не знаем, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте прежде всего проверим, конфликтная ли вы личность (далее предлагается анкета). В классе начался спор на повышенных тонах. ...