Методические основы урока

Структура образования » Групповое обучение » Методические основы урока

Страница 1

Общие требования к современному уроку вытекают из задач, которые общество ставит перед школой: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями, создающими основу воспитания, формирование национального самосознания; формировать у них прочные умения и навыки, способствующие их активному участию в общественном труде; воспитывать на уроке, формировать такие черты личности, как активность, умение преодолевать трудности и добиваться цели, честность, правдивость, трудолюбие, развивать учащихся умственно, будить познавательные интересы, творчество, инициативу, самостоятельность, учить применять знания и умения в практической деятельности; формировать учение, потребность в знаниях, понимание общественного и гражданского долга.

Урок – это логически законченный, ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы.

Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального содержания. Строя урок, необходимо определять не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так как урок – это звено учебного процесса, то на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трёх уровнях:

Ø на уровне восприятия, осмысления и запоминания;

Ø на уровне применения действий по образцу;

Ø на уровне применения знаний в новой ситуации.

Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а усвоение в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.

1. Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержание, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.

2. Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

3. Изложение материала на уроке может быть и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстрации. В других случаях содержание знаний изучается путём постановки учителем проблемы и раскрытия им путей её доказательного решения.

Изложение знаний может протекать в форме рассказа, лекций, чтения учебника, просмотром диафильмов и т.д. Характер изложения определяется внутренней структурой, способом построения – объяснительно-иллюстративным или проблемным.

Одним из основных требований к уроку является научность. Существенной стороной урока является индивидуализация обучения.

4. Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса учебного предмета. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок – это педагогическое произведение и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся.

Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть чёткой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения.

5. На уроке должно иметь место закрепления знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях путём выполнения заданий на применение знаний, в изменённой ситуации.

6. Учебный процесс немыслим без многократного повторения содержания и умений. Форма построения может быть различной в зависимости от целей урока и его содержания.

7. На уроках должен иметь место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащихся. Главный критерий качества урока – обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока (2, с. 16).

Требования к построению урока:

1. Соответствие урока программе.

2. Структура урока и целесообразность этапов, соответствие их по времени.

3. Идейность и научность.

4. Эстетичное воспитание, эмоциональные стороны урока.

5. Преподнесение нового материала.

6. Соблюдение принципа развивающего обучения.

7. Связь с жизнью.

8. Наглядность обучения.

9. Работа с книгой.

10. Зарождение новых понятий, радость познания.

11. Организация тренировочных упражнений.

12. Самостоятельность в работе учащихся.

13. Активность и инициатива учащихся.

14. Охват учащихся разнообразными формами работы.

15. Охват устной и речевой практикой.

16. Индивидуальный подход, внимание способным, работа со слабыми.

17. Организация проверки знаний учащихся.

18. Состояние глубины и прочности знаний учащихся.

19. Соответствие оценок и аннотации к ним.

Страницы: 1 2 3


Использование заданий исследовательского характера как средства развития исследовательской деятельности
Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Среди них выделяются поисковые задачи, результатом решения которых, как правило, является догадка, т.е. нахождение пути (способа) решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей ...

Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе
По словам Т. В. Тумановой [40] интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К таковым ученые относят в первую оче ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru