Исторические, психофизиологические, педагогические подходы к обучению каллиграфии

Страница 1

Развитие методики каллиграфии тесным образом связано с историей возникновения письменности, на которую оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся потребности людей в общении, достижения научно – технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и способов письма. Очень давно люди, желая передать свои мысли, записать их, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве.

Позднее появились мелкие материалы - папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма - тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо, шариковые ручки [15, с.6].

Обучение письму было очень сложным. Применялся в основном метод механических упражнений, метод переписывания. Учащиеся по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написаное.

Только при Петре I шрифт был упрощен. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось, но шрифт оставался все еще вычурным.

Со временем обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет.

Чистописание входило в цикл предметов искусства. Важно было писать красиво и скоро.

В 1970 г. в школах был принят новый школьный письменный шрифт, значительно упрощенный и приспособленный к безнажимному письму и способствующий развитию навыков безотрывного скоростного письма [58, с.63].

К.Д. Ушинский впервые предложил обучать письму совместно с чтением, то есть осмысленно. Практика показала, что во время применения данного метода, учащиеся овладели более успешно и быстро осмысленным письмом, чем письмом всех букв подряд. Так же он выдвигал принцип одновременного обучения чтению и письму, потому что осознанное овладение графическим знаком проще, доступнее и интереснее для ребенка. Этот принцип сохранился и применяется в школах и в наше время.

Совершенствование методов шло по линии учета закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличение доли сознательности .

В системе обучения письму получают распространение такие методы, как:

1) копировальный метод – заключается в обведении букв, напечатанных точками или бледными чернилами в специальных тетрадях или написанных от руки учителем карандашом. Был введен в школу в XIX в. и рассчитан на то, что длительное, механическое обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв;

2) линейный метод берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовой подход к обучению – точное и всегда одинаковое расстояние между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины букв и ее частей, то есть букву, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой;

3) графическая сетка стала применяться с 1957 г. в Германии. Она быстро распространилась и в других странах, но к концу XIX в. была отвергнута на том основании, что косая сетка вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки;

4) генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к более сложной;

5) тактический (ритмический) способ – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся ритме, темпе. Данный метод удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма;

6) метод Карстера– обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки. В обучение сначала вводится письмо 19-ти элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством места, развития способности и легкости движения руки.

В практике мирового обучения наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания вышеописанных способов на определенных этапах обучению письму.

Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические и графические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребенка в школу.

Цель занятий каллиграфией – формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

Сначала необходимы: ознакомление с правилами посадки и владения инструментами; ориентировка на страницах прописей, тетрадей; первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний; письмом слогов, слов, предложений.

Затем – закрепление и совершенствование этих изменений на последующих уроках. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв при написании, правильной расстановке слов на строке.

Страницы: 1 2 3


Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Уровень развит ...

Характеристика ситуационной игры её значение формировании санитарно-гигиенической культуры учащихся
Перестройка общего среднего образования ставит перед современной школой ряд важных задач: обеспечение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, умениями применять их в жизни и на практике формирование научного мировоззрения, трудового и политехнического образования, экологического воспитания школьников. Реализация этих задач в о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru