Исторические, психофизиологические, педагогические подходы к обучению каллиграфии

Страница 3

Таким образом, при обучении в 1 классе деть еще не приобретается ни беглость, ни уверенность в письме. В дальнейшем происходят качественные изменения в письме: все точнее воспроизводится образ буквы, буквосочетаний, в связи с тем, что устанавливаются связи между зрительным и мускульным контролем движения [13, с.17].

Формирование почерка продолжается и после того, как обучение каллиграфии заканчивается. Во время проведения минутки чистописания формирование почерка зависит от требований к скорости и качеству письма, которые предъявляются к учащимся разными учителями, и от собственного желания учащихся писать лучше. Таким образом, мы дали некоторое представление о психофизиологических особенностях развития каллиграфических навыков письма, что поможет учителю понять, как формируется навык, какие требования можно предъявить учащимся при обучении письму в том или ином возрасте.

Успешность в обучении каллиграфии во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствия парты росту ученика, удобства ее конструкции для письма, должного уровня освещения рабочих мест, класса в целом и других.

От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на площади стола и ее продвижение во время письма, что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого письма [47, с.22].

В первом классе необходимо неоднократно повторять с детьми правила посадки при письме, демонстрируя таблицу в качестве наглядности. Таблицы "Правильно сиди при письме", "Пиши правильно", "Правильное положение тетради и ручки" следует повесить в классе, чтобы школьники всегда имели их перед глазами [Приложение].

Также необходимо обеспечить условия обзора классной доски и дидактических учебных материалов. Главное значение при соблюдении гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в 1 классе – 5 минут, во 2 классе – 8 минут, в 3 классе – 12 минут, в 4 классе – 15 минут. Это важно учитывать при планировании уроков, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ [47, с.19].

При работе с младшими школьниками необходимо проведение 2 – 3 физминуток, а также специальных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья рук [Приложение].

Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма важно на протяжении всего периода обучения в школе.

В первом классе процесс письма входит в уроки обучения грамоте, в последующих классах вводятся предметы "Русский язык" и "Чтение". Но овладение каллиграфическими навыками продолжает осуществляться.

Процесс обучения детей в школе включает в себя и такие предметы, как чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и другие. Поэтому при организации уроков, учителю необходимо ставить перед собой задачи на формирование общеучебных навыков, необходимых детям на протяжении всей учебной деятельности. Но, данные задачи не могут быть достигнуты в том случае, если не будет осуществляться работа по совершенствованию каллиграфических навыков учащихся с первых дней обучения детей в школе. Ведь к общеучебным навыкам относят грамотное, беглое и осмысленное письмо, но данные критерии достигают больших результатов при красивом письме, а значит при формировании каллиграфических навыков.

В возрасте от 6 до 10 лет основной ведущей деятельностью является учебная деятельность, осуществление которой формирует у младших школьников главные психофизиологические новообразования, которые влияют на формирование общеучебных навыков.

Общеучебные навыки младших школьников классифицируют на несколько групп:

1. учебно – деятельностные умения и навыки;

2. учебно – коммуникативные умения и навыки;

3. учебно – интеллектуальные умения и навыки;

4. учебно – организационные умения и навыки;

5. учебно – информационные умения и навыки [Приложение].

В каждой из данных групп описываются необходимые общеучебные навыки учащихся первого и четвертого классов с целью сравнения их совершенствования с момента поступления ребенка в школу и до окончания обучения в начальных классах [53, с.25].

Таким образом, учитывая исторический аспект развития проблемы, возрастные физиологические особенности младших школьников, педагогические принципы обучения каллиграфическому письму, гигиенические требования к обучению письму, важно помнить, что организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии.

Страницы: 1 2 3 


Модель проектного обучения
Данная модель сложилась на основе метода проектов, который возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал ...

Практическое исследование формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности
Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №3 г. Магнитогорска. В эксперименте участвовало 20 человек (10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста). Были поставлены следующие задачи: 1. Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе. 2. Определить основные мотивы, лежащие в ост ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru