Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №53 «Лесная полянка» в течение трех месяцев с детьми старшего дошкольного возраста.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
1. Констатирующий эксперимент,
2. Формирующий эксперимент,
3. Контрольный эксперимент.
Цель нашего исследования - выявление уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. Проанализировать предметно-развивающую среду группы;
2. Проанализировать план воспитательно-образовательной работы;
3. Провести беседу с воспитателем;
4. Провести наблюдение за речью детей в течение дня;
5. Провести диагностику уровней развития образной речи детей.
Чтобы решить первую задачу, мы проанализировали предметно-развивающую среду группы. Анализ показал, что в группе имеются необходимые условия для использования русской народной сказки в развитии образной речи детей. Имеется книжный уголок, в котором среди прочих произведений представлены сборники русских народных сказок, отдельно имеются подборки иллюстраций к различным сказкам. Они эстетично оформлены и соотве6тствуют возрасту детей. Также в группе имеется уголок с костюмами для драматизаций, в которых имеется достаточное количество костюмов и атрибутов. Все они находятся в отличном состоянии, доступны детям в любое время.
Решая вторую задачу - проанализировав календарный план учебно-воспитательной работы, - мы пришли к выводу, что целенаправленной работы по развитию образной речи в старшей группе данного детского сада не ведется. Данная задача присутствует в занятиях по развитию речи, но не в полном объеме. За четыре месяца воспитателем лишь на трех занятиях спланирована работа по развитию у детей умения использовать эпитеты в процессе пересказа художественного произведения, и на двух – упражнять детей в подборе синонимов и антонимов к словам. Задача развития образной речи ставится в разделе ознакомления детей с художественной литературой, но не конкретизируется. Среди художественных произведений, предлагаемых к прочтению детям, русская народная сказка («Морозко») встречается лишь однажды. Анализ календарного плана говорит о том, что систематической работы по развитию образной речи не ведется, художественная литература используется с целью обогащения словаря детей эпитетами, синонимами и антонимами. Русская народная сказка с этой целью практически не используется.
Беседа с воспитателем показала, что у нее нет четкого понятия о том, что такое образная речь. Под образной речью она понимает описание каких-либо предметов, образов. Не смотря на то, что в разделе календарного плана «Ознакомление с художественной литературой» задача развития образной речи прописывается, воспитатель говорит, что отдельно данную задачу решать не предполагается, она попутно решается в других видах занятий, в том числе и по развитию речи. Воспитатель не выделяет художественную литературу как средство развития образной речи детей, но признает необходимость развития образной речи у старших дошкольников (Приложение 1).
Таким образом, мы выяснили, что в группе имеются хорошие возможности для использования русской народной сказки как средства развития образной речи детей. Задача развития образной речи ставится, но не конкретизируется, и решается в основном в процессе чтения произведений художественной литературы детям. Работа по художественным произведениям не описана, а из беседы с воспитателем и наблюдения мы выяснили, что беседа по прочтении направлена в основном на то, чтобы помочь детям разобраться в содержании произведения, внимание же детей на красивые слова и выражения практически не обращается.
В ходе решения четвертой задачи, мы наблюдали за речью детей в течение дня. Мы пришли к выводу, что в самостоятельной речи дети не используют метафоры, был замечен только один случай употребления сравнения (Ирина С.: «Соня, у тебя сегодня косичка как метелка, вся растрепанная!»). Синонимы и антонимы присутствуют в речи детей, но в незначительном количестве. Значительно чаще дети употребляют эпитеты, они используют их для характеристики игрушек, предметов окружающей обстановки (как правило, при рассказе о том, что есть дома, кто что делал, чем играл).
Опираясь на исследования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш и др. мы выделили критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста:
- умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы);
- умение сравнивать и подбирать эпитеты;
- умение подбирать синонимы;
- умение подбирать антонимы;
Роль Internet в современной системе образования
Роль Internet в современной системе образования только начинает осознаваться широкой педагогической общественностью России. Это связано в первую очередь с дистанционным образованием, значимость которого для системы непрерывного образования, повышения квалификации стала очевидной не только на примере зарубежного опыта, но уже и собственно ...
Исследование деятельности муниципального
общеобразовательного учреждения Самагалтайской
средней общеобразовательной школы №2
Строительство новой школы в селе Самагалтай было начато в 1978 году и закончено в 1982 году. Впервые двери были открыты для учащихся в середине ноября (в начале 2-й четверти) 1982 года. Первым директором новой школы работала Лопсан Ая Кара-ооловна. В новую школу перешли средние и старшие классы. А учащихся начальных классов остались обуч ...