Общение школьника с произведением искусства проходит несколько этапов, и свои конкретные учебные цели преследует начальная школа, базовая школа, старшие классы…
Читатель в начальных классах - уже вполне самостоятелен в роли - как своих возможностей восприятия, вкусов, навыков чтения.
Средние классы должны стать школой читательского мастерства: уже не мешает несовершенство техники чтения, накоплен опыт чтения произведений разных видов и жанров, произошло первое знакомство с писателями - классиками. Ученикам доступно изучение всего произведение в его специфике.
Старшие классы изучают художественное произведение в контексте творчества писателя и в процессе развития родной и всемирной литературы.
Средние классы являются ключевыми, базовыми в структуре литературного образования, в них ученик овладевает читательским мастерством, которое состоит не только в умелом общении с произведением искусства, но и в умении выбрать произведение для собственного чтения и доказательно оценить его.
Программа пятого класса уже предлагает школьникам для изучения «…более сложные по идейно - тематической структуре произведения, что неизбежно влечет за собой углубления и развитие навыков чтения и анализа, усложнение форм и приемов работы» [36,4].
Урок литературы в пятом классе - это начало изучения нового предмета, еще один шаг в приобщении ученика к искусству. Раздумье над художественным произведением помогает самопознанию, самоусовершенствованию, саморегуляции внутренних установок личности.
Программа под редакцией Курдюмовой Т.Ф., вышедшая в 1992 году, представляет систему литературного образования, построенную на единой концепции литературного образования, которая охватывает весь процесс образования от «колыбельной песни до последней книги».
Цель литературного образования - становление духовного мира человека, изучение литературы как искусства слова, что предполагает систематическое чтение художественных произведений.
Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы всех классов. Выделяется три круга чтения: для чтения и изучения; для самостоятельного чтения и обсуждения в классе; для внеклассного чтения.
Программа нацеливает на активное включение ученика в творчество на всех этапах литературного образования, что неразрывно связано с усилением его самостоятельности от класса к классу. Важна установка на творческое самостоятельное общение учащихся с произведениями искусства.
Программа под редакцией Курдюмовой Т.Ф. исходит, в первую очередь, из возможностей и интересов ученика: он может приобщиться к литературе от ее истоков до сегодняшнего дня на уровне, доступном возрасту.
Первое серьезное путешествие в мир литературы становится путешествием в мир собственного творчества. Но это, прежде всего - путешествие в мир читателя, это - Сотворчество читателя.
«Путь писателя, который предлагала Рыбникова М.П, - не закрыт, но он - не главный путь, не магистральное направление на уроке литературы. Сотворчество читателя - главное направление в работе учителя, который помогает ученику ощутить себя личностью творческой, испытать чувство удовлетворения от самого процесса своего духовного обогащения» [15,18].
Программа под редакцией Курдюмовой Т.Ф., построена по принципу вариативности. Учитель и ученик выбирают автора, произведение, тип чтения.
Уже в пятом классе учитель стремится узнать суждения учеников, представляя им свободу выбора: кроме возможной замены 20% тем своими вариантами предполагается право решение вопроса о том, изучать или беседовать о произведении будет в этом году конкретный класс.
Центром урока литературы остается художественное произведение. Главное богатство каждого урока литературы звучащий в классе текст художественного произведения.
В своей программе составители провозглашают, что она определяется «миром интересов и предпочтений учащихся - подростков, предполагает систематическое чтение, широкое и умелое направленное знакомство с литературой и другими видами искусства, постоянное внимание к эмоциональному восприятию текста».
Ими предполагаются три круга чтения; сохраняется установка на творческое самостоятельное общение с произведением искусства. В старшем звене сохраняется историко - литературная основа курса.
Но систематическое чтение, о котором шла речь в новой программе, не получается. Идет постоянное сокращение часов. авторы говорили о постоянном эмоциональном заряде, нам же об этом остается только мечтать. Ведь наши библиотеки не располагают многими из рекомендованных книг.
Широкое и умело направленное знакомство с литературой, очевидно, осуществить должен учитель. Но что можно сделать без текстов и конкретных методических рекомендаций. Ведь школы до сих пор не оснащены всем необходимым оборудованием. Существенно заменены произведения.
Так, в пятом классе творчество Х.К.Андерсена представлено сказкой «Соловей». Сказка о соловье как призыв любить живую природу.
PR-мероприятие как способ формирования и
поддержания репутации
Почему специальные мероприятия можно рассматривать как один из самых эффективных инструментов формирования и поддержания репутации? С психологической точки зрения все объясняется довольно просто. Во-первых, люди лучше запоминают то, что пережили на чувственном уровне. Во-вторых, они, как правило, “олицетворяют” товар или услугу организац ...
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом [41]. В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети с различными ноз ...