Именно воплощение христианского душевного расположения, предопределяющее учительно-морализаторский характер повествования, – первичный жанрообразующий признак святочного рассказа. Его жанровые границы размываются, когда на первый план выдвигаются вторичные – формальные признаки (описание чуда, приуроченность действия к святкам и пр.) или вторичные содержательные признаки (социальная проблематика). В этом случае святочным рассказом писатель может назвать любое произведение, сохраняющее внешние приметы жанра, но лишенное главного христианского комплекса идей и чувств. В сущности, святочный рассказ может быть создан верующим человеком, в противном случае чаще всего появляется либо пародия на жанр (А.П. Чехов), либо социально-бытовая зарисовка (Л.Н. Андреев), либо "слащавые святочные рассказы" (по словам Л.Н. Толстого), откровенно дидактические или натуралистически страшные.
Говоря о святочных рассказах, уместно спросить, как учащиеся понимают слова "христианские заповеди" и какие заповеди Иисуса Христа они знают и помнят.
Можно написать на доске перед уроком заповеди Христа, произнесенные им в Нагорной проповеди, и предложить ученикам переписать их в тетрадь.
Важно подчеркнуть, какое значение имела христианская религия для Лескова: он был верующим человеком, убежденным в том, что "христианство есть учение жизненное, а не отвлеченное". В записной книжке писателя заповеди Иисуса Христа пересказаны своими словами: 1. Не сердитесь и будьте в мире со всеми. 2. Не забавляйтесь похотью блудной. 3. Не клянитесь никому, ни в чем. 4. Не противьтесь злу, не судите и не судитесь. 5. Не делайте различия между разными народами и любите чужих так же, как своих. Все эти заповеди в одном: все, что желаете, чтобы делали для вас люди, то делайте им".
Вторая часть урока посвящена чтению рассказа "Христос в гостях у мужика" (1881) По содержанию и форме он принадлежит "к известному типу святочных рассказов – фантастических, трогательных и назидательных".
Перед чтением зададим вопросы:
От чьего имени написаны начало и конец рассказа?
Кто рассказывает историю о том, как Христос побывал в гостях у Тимофея?
3. Почему автор воспроизводит рассказ "старого сибиряка", а не излагает сам эту историю?
Отвечая на эти вопросы, ученики обратятся к проблеме художественного мастерства писателя. Лесков вводит юного читателя в свою творческую лабораторию: "Настоящий рассказ . я сам слышал от одного старого сибиряка, которому это событие было близко известно. Что он мне рассказывал, то я и вам передам его же словами". Писатель воспроизводит устную речь человека из народа: о случившемся рассказывает "старый сибиряк". Лесков сохраняет интонации устной речи, просторечия, характеризующие речь сибиряка, неторопливость и обстоятельность повествования, используя своеобразные стилистические приемы. Такая форма повествования называется сказовой. Благодаря сказовому повествованию у читателя возникает уверенность в том, что поведанная, история правдива, что это все было на самом деле, ведь рассказчик был свидетелем случившегося чуда.
По ходу чтения вместе с учащимися составляем план рассказа.
1. Дружба "старого сибиряка" и Тимофея Осиповича.
2. Обида Тимофея.
Обещание Христа побывать в гостях у Тимофея.
Ожидание Тимофея.
5. Рождество Христово и появление дяди Тимофея.
6. История дяди.
План помогает понять особенности композиции рассказа, Важно подчеркнуть, что кульминационным моментом в сюжете произведения является эпизод ожидания и явления Христа Тимофею Осиповичу. Понять это поможет ответ на вопрос: почему рассказ называется "Христос в гостях у мужика"?
Знакомство и первоначальное осмысление произведения на этом уроке подготовят учеников к более глубокому анализу содержания, нацеленному на выявление основной нравственной идеи.
Домашнее задание может быть следующим:
1. Еще раз прочитайте рассказ.
2. Ответьте на вопросы:
а) почему Тимофей Осипович оказался в Сибири?
б) какие события в юности резко изменили жизнь героя?
в) какую обиду он затаил в душе, что стало его "навязчивой идеей"?Второй урок по изучению рассказа начинаем с беседы о Тимофее Осиповиче. Другой вариант – подготовленный рассказ одного из учеников о судьбе героя. В итоге разговора подчеркиваем, что в течение пятнадцатилетней жизни в ссылке Тимофей Осипович не забывал обиды, которую причинил ему дядя, и в его душе жило, казалось бы, неистребимое желание отомстить этому человеку. Находим в тексте слова, подтверждающие сказанное: "Вспомнит свою обиду, или особенно если ему хоть одно слово про дядю его сказать – весь побледнеет, – и после ходит смутный и руки опустит. Тогда и читать не хочет, да и в глазах вместо всегдашней ласки – гнев горит"; "но он, однако, все-таки помнил свою помнится"; "он не за деньги на дядю своего столь гневен, а за другое, – чего забыть нельзя"; " – Разве, говорит, все это можно простить. Я его в жизнь не прощу".
Методы использования мультимедийных презентаций
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий: При изучении нового материала. Позволяет иллюстри ...
Понятие школьной неуспеваемости
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В Психолого-педагогическом словаре (1998): неуспеваемость обучающихся – это негативное явлен ...