Задаем вопросы: как к этому состоянию души Тимофея Осиповича относится рассказчик? Какими этическими правилами он руководствуется, уговаривая друга забыть обиду?
"Старый сибиряк" – христианин, поэтому душевное состояние Тимофея Осиповича он оценивает с христианских позиций. Здесь можно напомнить учащимся о Библии и Новом Завете.
Как чувства обиды, гнева, желание мстить воспринимаются верующим человеком?
Это – зло. В рассказе Лескова подчеркнуто: «Пока ты зло помнишь – зло живо». Зло в мире – от дьявола: "забудет он все Писание и поработает сатане мстительному".
Какие образы и цитаты из Нового Завета приводит "старый сибиряк", доказывая Тимофею свою правоту?
Прежде всего, образ Иисуса Христа является для рассказчика примером любви к людям: "И говоря, как Христа били, обижали, заплевали и так учредили, что одному Ему нигде места не было, а Он всех простил".
В учении Христа " старый сибиряк'" как самое важное и основное для человека выделяет проповедь любви: "В Ветхом завете все ветхое, а в Новом – яснее стоит: "возлюби, да прости", и это мне нравится как злат ключ, что всякий замок открывает". В Нагорной проповеди Иисуса Христа сказано (напомним ученикам содержание прошлого урока): "Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих пас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас".
Вспомним вместе с учениками, что в святочном рассказе "всегда было принято представлять сюжет, Смягчающий сердце, и трактовать этот сюжет в духе Евангелия".
В связи с этим задаем вопрос: какую заповедь Иисуса Христа нарушил Тимофей, помня зло и не прощая обидчика?
Находим в рассказе отрывок, в котором цитируется фрагмент заповеди Христа: "Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если он исполнит заповедь: «любите врагов наших» благотворите обидевшим вас", и Христос придет в сердце его, как в убранную горницу, и сотворит себе там обитель" [39; 90].
История Тимофея Осиповича, который много лет "зло помнит" и который все-таки простил, иллюстрирует евангельскую заповедь любви и прощения.
Обратимся к центральному эпизоду рассказа: когда и как происходит перерождение Тимофея Осиповича, что этому способствовало?
После того, как герой пригласил в гости Иисуса Христа и ему "вдруг в ответ, откуда-то в ветерке розовом дохнуло: – Приду!", он живет ожиданием чудесного прихода Христа. Чудо происходит на Рождество: "А в двери на пороге стоял старый-престарый старик, весь в худом рубище, дрожит, и чтобы не упасть, обеими руками за притолки держится; а из-за него из сеней, где темно было, неописанный розовый свет светит, и через плечо старика вперед в хоромину выходит белая как из снега рука, и в ней длинная плошка с огнем, такая, как на беседе Никодима пишется . Ветер с вьюгой с надворья рвет, а огня не колышет…" Этот старик – дядя Тимофея, которого он все-таки простил и "стал навсегда мирен в сердце своем".
Почему автор сопровождает появление дяди описанием чудесных явлений?
Обратим внимание на то, что, во-первых, герои жили ожиданием чуда и оно стало для них потрясением; во-вторых, Лесков создает святочный рассказ, в котором обязательны элементы чудесного. О каком еще чуде идет в рассказе речь?
Дядя Тимофея Осиповича рассказывает о том, что произошло с ним: "Но вдруг, говорит, кто-то неведомый осиял меня и сказал: "иди, согрейся на Моем месте и поешь из Моей чаши", взял меня за обе руки, и я стал здесь, сам не знаю отколе".
Можно вместе с учениками подумать и над такими вопросами: для чего автор ввел в рассказ сибиряка описание чудесных событий? можно ли их понять реалистически? нужно ли это?
Ученикам следует напомнить о том, что они читают святочный рассказ, в котором должно "присутствовать" чудо. Мы, конечно, сумеем объяснить описания чудесных видений эмоциональным или психическим состоянием героев, напряженностью чувств, молитвенной экзальтацией. Но вряд ли подобные разъяснения необходимы: важно понять, что истинное чудо – душевное перерождение героя. Чудесное явление дяди в рождественскую ночь лишь способствовало прозрению Тимофея Осиповича, осознавшего, что зло и гнев – великие грехи: "я человек злой и грешный".
Исчерпывается ли содержание рассказа воплощением христианской идеи любви и прощения? только ли в иллюстрации евангельской заповеди следует видеть цель писателя? какие еще нравственные идеи высказывает Лесков в произведении?
Отвечая на поставленные вопросы, отметим, что писатель осуждает (вместе с героями) гордыню Тимофея: "Друг мой загордел и теперь за это путается в напрасном обольщении", – говорит рассказчик, Кроме того, с образом "старого сибиряка" связаны темы дружбы, верности, взаимовыручки. Важные для автора мысли воплощены в образе дяди Тимофея: творя зло, счастья не обрести.
План внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма
№ пп МЕРОПРИЯТИЯ СРОК ОТВЕТСТВЕННЫЕ 1. Проведение уроков изучения Правил дорожного движения согласно программе Ежемесячно Классный руководитель 2. Проведение бесед на родительских собраниях по БДД 1 раз в полугодие Классный руководитель 3. Проведение мероприятий по ПДД: " Знай правила дорожного движения как таблицу умножения", ...
Выявление уровня представлений о кукольном театре и его реализация в
учебном процессе
Для выявления уровня представлений о кукольном театре и его реализации в учебном процессе мы провели тестирование "Кукольный театр" во 2 "Г" классе МОУ Лицея № 1. По результатам исследования заметим, что уровень представлений детей о кукольном театре довольно высокий, что следует из ответов учащихся на вопросы теста. ...