Выявление исходного уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Структура образования » Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста » Выявление исходного уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

- использование средств художественной выразительности в собственной речи.

На основе данных критериев мы выделили три уровня развития образной речи у старших дошкольников:

Высокий уровень: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и понимать художественную информацию; умеет правильно использовать в своем высказывании средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы).

Средний уровень: Ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет без затруднений воспринимать и понимать художественную информацию; умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;

Низкий уровень: Ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу. Ребенок не умеет правильно воспринимать художественную информацию; не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет использовать изобразительные языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.

На констатирующем этапе эксперимента были определены экспериментальная и контрольная группы, состоящие из детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек в каждой.

С целью определения уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста нами использовалась методика, предложенная Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой, конкретизированная к задачам нашего исследования (Приложение 2), а также наблюдение за речевыми высказываниями детей на занятиях и в повседневной жизни [27].

Детям было предложено четыре задания, протоколы прилагаются (Приложение 3).

За правильное выполнение задания ребенку назначалось 3 балла. Если ребенок допускал ошибки – 2 балла, если не справлялся с заданием или справлялся плохо – 1 балл.

Результаты выполнения заданий представлены в таблице (Приложение 4).

Нами были обследованы две группы детей старшего дошкольного возраста.

Результаты анализа выполнения заданий детей позволили определить исходный уровень развития образной речи у дошкольников: высокий уровень соответствует 10–12 баллам, средний уровень 6–9 балла, низкий уровень 4–5 балла.

Как видно, детей с высоким уровнем развития образной речи в обоих группах не оказалось.

На среднем уровне находятся в экспериментальной группе 8 детей (40%), в контрольной группе 6 (30%) детей, на низком соответственно 12 (60%) и 14 (70%) детей.

Анализ ответов детей показывает, что у многих детей обеих групп вызвало затруднение задание по подбору синонимов. Так, 6 детей экспериментальной группы и 9 детей контрольной из 10 предложенных слов, правильно подобрали синонимы лишь к 4 словам; 5 детей экспериментальной и 3 детей контрольной групп подобрали менее 4 синонимов.

Затруднение вызвало задание по подбору антонимов. В контрольной группе не справились с этим заданием 12 детей (60%), а в экспериментальной 6 детей (30%), 8 детей (40%) в контрольной и 14 (70%) детей справились с этим заданием частично.

Так, Любава К. к слову легкий подобрала синоним огромный, на вопрос экспериментатора, почему именно это слово она считает противоположным заданному, девочка ответила, что все, что огромное не бывает легким. Люба З. к слову глубокий подобрала слово низкий, на вопрос девочка ответила, что если глубокий значит высокий, а низкий, значит маленький.

Во первом задании дети затруднялись в подборе сравнения, так, Захар Т. ответил, что снег он сравнивает с сугробами, мальчик не смог ярко и образно придумать сравнение этому слову. Зато эпитеты к словам дети придумывали достаточно легко.

Наблюдение за речью детей в повседневной жизни показало, что дети редко использовали в своей речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Эпитеты же присутствуют в речи практически всех детей.

На основании проведенных исследований мы сделали следующий вывод: у детей отмечается значительное отставание в формировании образной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной воспитательно-образовательной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Страницы: 1 2 


Ролевые игры в диалогическом общении
Существуют две формы выступления на иностранном языке: диалог и монолог. Диалог – это процесс общения двух или более собеседников-партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего. Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы. Первым является стимулиро ...

Теоретические основы профильного обучения в старших классах
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профиль ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru